Пограничник Андрей Клюшин пропал 24 января 2014-го. В составе группы досмотра он вышел в Охотское море, чтобы задержать корабль с контрабандой…
В Краснослободске предали земле тело пограничника Андрея Клюшина, который почти полтора года считался пропавшим без вести. 24 января прошлого года 29-летний уроженец Мордовии в составе группы досмотра вышел на резиновой лодке в Охотское море, чтобы задержать корабль с браконьерским уловом. Что случилось тем вечером, не знает никто, но на связь пограничники больше не выходили. Через некоторое время спасатели стали находить в воде погибших. Но среди них не оказалось Андрея Клюшина. Примерно полгода назад во время шторма всплыли человеческие останки. После проведенной ДНК-экспертизы был сделан вывод, что они принадлежат прапорщику из Мордовии. Подробности выясняла ИРИНА КУЗНЕЦОВА.
…В его гибель родственники не верили до последнего. К тому же экстрасенсы в один голос заявляли, что Клюшин жив и обязательно вернется к жене и детям. Близкие люди часто видели Андрея во снах: пограничник в мокрой одежде сидел у костра, пытаясь согреться: «Я жду, когда меня заберут отсюда…» Но чуда не случилось. Примерно полгода назад в море нашли останки прапорщика. Его похоронили 3 июля в родном Краснослободске с воинскими почестями…
Трагедия
О гибели пограничников и служащих Государственной морской инспекции их семьи узнали не от официальных лиц, а из новостной ленты… Известно, что вечером 24 января российский пограничный корабль в бухте Южно-Курильска задержал судно «Астор», ходившее под флагом Сьерра-Леоне. Его экипаж незаконно добывал крабов. Несмотря на темное время суток и ветреную погоду, на «Астор» отправили резиновую лодку, в которой было 7 человек, в том числе Андрей Клюшин. Но сначала они забрали с берега троих сотрудников морской инспекции. До арестованного судна было 500 с лишним метров. Но группа туда так и не попала. Не выходила она на связь и со сторожевым кораблем, откуда примерно через полчаса спустили вторую шлюпку. Первым обнаружили пограничника Анатолия Кузьмина. Он был мертв. Через полчаса вытащили из воды еще живого Виктора Николаева. Пограничник скончался в больнице не приходя в сознание. Чуть позже нашли еще двоих мертвых — Дениса Плэтико и Владимира Белоусова… По одной из версий, резиновая лодка перевернулась из-за нарушений техники безопасности. Согласно регламенту, она вмещает лишь 8 человек, а на борту находились 10. Кроме того, группа вышла в море без гидрокостюмов. Высота волн в тот день превышала полтора метра. Шансов выжить у попавших в воду людей было немного. Не исключается также вариант, что лодка могла натолкнуться на обломки затонувшего судна, которых в бухте, по словам очевидцев, очень много.
Получив трагическое известие, родители Клюшина отправились в Южно-Курильск. «Шансов на спасение нет! — отрезало руководство воинской части. — Ваш сын погиб при исполнении служебных обязанностей. Остается только найти тело и предать земле». Руководство ведомства, где служил Клюшин, проводило сборы семей погибших. Перед ними держал ответ начальник береговой охраны Пограничной службы ФСБ адмирал Александр Алексеев. Но продуктивного разговора не получилось. Ответа на вопрос, кто отдал приказ отправить группу на лодке в вечернее время суток и при плохой погоде, не последовало…
Для родителей Андрей был всегда главной надеждой и опорой. Он рос спокойным и неконфликтным подростком. Окончив 9 классов, поступил в механический колледж. Достигнув совершеннолетия, ушел в армию. Отдавать долг Родине его послали на Сахалин. После завершения службы предложили остаться на контрактных условиях. Клюшин отслужил на Дальнем Востоке 10 лет, до «военной» пенсии ему оставалось всего 1,5 года. После службы собирался поселиться в Краснослободске, чтобы быть поближе к родителям. В 2013 году Клюшин сыграл свадьбу. Жена Ирина отправилась вместе с ним на Сахалин. Семейной паре выдали служебное жилье. На малую родину Ирина решила вернуться лишь на последних месяцах беременности. Через три месяца после трагедии у нее родилась дочь. Андрей так и не увидел своего первенца…
Приказ
Главная проблема сахалинских пограничников — браконьеры, которые незаконно охотятся на морскую живность и причиняют ущерб на миллионы долларов. Каждая успешная операция по их задержанию может заметно продвинуть военного чиновника по карьерной лестнице. Случай с арестованным «Астором» как раз из таких: на судне находилось 40 тонн краба на общую сумму 500 тысяч долларов! О поимке нарушителей сразу же сообщили в Москву, оставалось лишь оформить все документально. С официальной частью можно было подождать до утра. «Астор» стоял на якоре, и капитан корабля добровольно согласился сбросить добычу в море. Но сторожевику дали задание — отправить группу для досмотра. Того, кто отдавал приказ, не смутили ни темное время суток, ни шквалистый ветер, ни минусовая температура воды и воздуха. С корабля спустили резиновую шлюпку с пластиковым дном, выпущенную в 1995 году. Плавательное средство не предполагало звуковой и световой сигнализации на случай ЧП. Из мобильных средств только радиопередатчик и личный навигатор одного из пограничников. Только у двоих были спасательные жилеты, купленные на собственные средства. Занимаясь поисками сына, родители Клюшина познакомились с местными жителями. Они рассказывали, что «высокое» начальство отдало приказ, отдыхая в бане…
Уголовное дело было возбуждено по статье «Нарушение безопасности и эксплуатации морского транспорта, повлекшего гибель более двух лиц», которая предусматривает до 6 лет лишения свободы. Во время служебной проверки никто из руководства не был отстранен от должностей. Более того, через несколько недель после трагедии исполняющий обязанности начальника Сахалинской пограничного управления Владимир Щербаков получил звание контр-адмирала… Следствие длилось больше года. Наконец обвиняемые были определены. В апреле на скамью подсудимых сели капитан 3-го ранга Сергей Лоскин, которому инкриминировали нарушение правил кораблевождения, и капитан-лейтенант Владимир Бекасов, который, по мнению следствия, нарушил уставные правила караульной службы. После первого заседания был объявлен перерыв на 1,5 месяца. А потом дело вообще решили передать в Дальневосточный военный суд. Это якобы связано с тем, что в нем фигурируют секретные материалы — например, бортовой журнал. По мнению родственников погибших, судебный процесс специально затягивают, чтобы виновные ушли от ответственности…
|