Творческие
люди всегда находятся в поисках источника вдохновения. Об этом на собственном
опыте знает большой коллектив Центра культуры района, профсоюзный лидер
которого – директор Краснослободской школы искусств С.Г.Воронская, каждые
полгода открывает перед коллегами новые горизонты и способы видения окружающего
мира, знакомя с историко-культурными памятниками России. Узнав, что в мае
культработники собрались в очередной раз проложить туристический маршрут - не
просто сменить обстановку, увидеть интересные места, познакомиться с новыми
людьми, но и почерпнуть немало неизведанного из жизни великого русского поэта М.Ю.Лермонтова,
мы, его почитатели, поспешили присоединиться к большой и дружной компании. Одни
из нас намеревались поклониться памяти гения, другие давно страстно желали
стать посетителями Государственного музея-заповедника «Тарханы» (входящего, по
словам пензенцев, в сотню лучших музеев мира), уникального памятника
общенационального значения.
Сказать
просто про живописные дали и места особой красоты, про уникальность музея – это
практически ничего не сказать, так как человек любой профессии и статуса
найдет, что здесь почерпнуть для себя интересного. Эти места не оставят
равнодушных даже тех, кто не знаком с творчеством Лермонтова. Одни разглядят в
нем настоящего художника, другие, познав драматическую тайну семьи Лермонтовых,
всерьез задумаются о правильности воспитания подрастающего поколения, третьи,
озабоченные больше меркантильными интересами, раскроют историю секретов развития,
хоть и крепостного, но успешного тархановского предпринимательства. Фермеров
или владельцев туристического бизнеса, наверняка, заинтересует проект этой
усадьбы, в основе которого заложено удивительное сочетание удовольствия и
пользы. Ведь в Тарханах все исполнено с особым вкусом и знанием дела. Здесь не
только первоклассно разводили рыбу, занимались пчеловодством, садоводством,
цветоводством, но и многими ремеслами. Удивительно, но факт: всем тем, чем жила
семья тогда, в усадьбе занимаются и сегодня. Она почти полностью обеспечивает
свою кухню всем необходимым. Но по порядку.
Начав
посещение музея со второго комплекса — семейной усыпальницы Арсеньевых-Лермонтовых,
где покоится поэт, сельской церкви Михаила Архангела и сторожки, мы перешли к знакомству
с настоящей жемчужиной – русской дворянской усадьбой. Она была куплена дедушкой
и бабушкой Лермонтова после пожара, поэтому все, что в последующие годы здесь
было спроектировано и построено, в конечном итоге выделило ее среди всех имений
той эпохи. Она поражает не столько своими объемами, но больше – задумкой
автора. В излучине оврага, образуемого речкой Марарайкой, было положено
основание усадьбы. Построив плотину на реке, что стало центральным въездом в
имение, дед, ученик знаменитого архитектора, создал уникальный каскад прудов,
которые вместе с рекой закольцевали огромную территорию усадьбы в 200 гектаров. Обустроено
все было грамотно, с учетом "видовых перспектив". Каретный ряд,
конюшни, барский дом, церковь Марии Египетской, людская изба и дом ключника, парк,
аллеи, три фруктовых сада, дубовая роща, зеленый театр, беседки, пасека,
теплица, купальня... И с любой акцентной точки здесь видно другую - мостик,
беседку, либо аллею, уходящую вдаль. Что самое главное: как и в прежние
времена, и теперь здесь нет ни единого признака хаоса в ландшафтном дизайне. Сосновая
аллея, аптекарский сад, что восстановлен по воспоминаниям старожилов, оранжерея…
Ни в музее, ни возле него нет ни одного случайного дерева, кустарника или цветка
- все обусловлено исторической достоверностью. Вообще, всё в этом музее
хранится очень бережно и с любовью, содержится в идеальном порядке.
Чувствуется, что отношение к памяти поэта трепетное.
Удивительное
по энергетической силе место. Интересный, проникновенный рассказ харизматичного
экскурсовода, а потом и наши прогулки по особой парковой зоне, до Дальнего сада
и Большого пруда, катание на фаэтоне, лодке с балдахином, цветы из теплицы… все
очаровало, наполнило душу особым волнением, хлынуло на нас благодатным дождем.
Домой
возвращались с песнями, за которыми 3,5 часа пути пролетели незаметно. Все
последующие вечера и ночи мы перечитывали произведения Лермонтова, ощущая на
себе великую силу искусства, истории, след в которой оставили столь гениальные
люди.
|