Опубликован новый проект образовательных стандартов
Его можно увидеть на сайте Министерства образования и науки. Минобрнауки
обнародовало новую редакцию федерального образовательного стандарта для
старшеклассников. В обновленном документе прописано, что обязательным
для изучения будет 40% школьной программы, то есть 9–10 предметов. Ранее
в ведомстве заявляли, что документ, вызвавший шумиху в обществе, станет
более понятным – и в новом варианте будут учтены предложения как
общественности, так и представителей педагогического сообщества.
Минобрнауки доработало федеральный образовательный
стандарт для старших классов. Проект документа было опубликован на сайте
министерства, как и обещали чиновники, во вторник вечером. Как сказано в
предисловии к тексту, специалисты конкретизировали положения проекта
стандарта и «практически
полностью переработали» раздел образовательной программы. В стандарте
описывается, из чего будет строиться учебный план школьника, что должно
быть для успешной учебы в школе, а также даже «портрет выпускника школы». Это ученик, «любящий свой край и свою родину, уважающий свой народ, его культуру и ценности», принимающий традиционные семейные ценности, «креативно и критически мыслящий, целенаправленно познающий мир», «осознающий себя личностью» и «умеющий вести конструктивный диалог». Так
же как и предыдущая редакция, новая версия стандарта делит изучение
предметов на уровни – интегрированный, базовый и профильный. Четыре
предмета, обязательные к изучению в прошлом варианте проекта, – ОБЖ,
физкультура, курс «Россия в мире» и подготовка индивидуального проекта (в
нем необходимо показать, насколько хорошо школьник изучил отдельно
взятый профильный предмет) – сохраняются. Далее ученик, согласно прошлой
редакции, уже составлял себе расписание сам из шести областей (например, естественные науки или филология), школьник выбирал не более семи предметов, которые он будет изучать. Теперь курс расширен до обязательного изучения 9–10 предметов. В новой редакции обязательной является 40% образовательной программы, а 60% ученик уже формирует сам. К обязательным для изучения предметам прибавился русский язык – школьник может выбрать либо «русскую словесность» на интегрированном уровне, либо «русский
язык и литература» на профильном или базовом уровне. Мимо математики
школьник тоже не пройдет – старшекласснику предстоит выбрать либо
математику или информатику на интегрированном уровне, либо эти предметы
по отдельности, на профильном или базовом уровне. На выбор ему также
предоставляются дисциплины: иностранный язык, общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право), естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология). Из каждого блока ученик может выбрать один или два предмета. 3-4 предмета он обязательно должен освоить на профильном уровне. Также
школьник может включить в свое расписание астрономию, искусство,
технологию, дизайн, хореографию. Всего старшеклассник должен учиться не
менее 30 часов в неделю, но не более 36 часов. Образовательный
стандарт также предполагает, что школы будут в должной степени
обеспечены лингафонными кабинетами, лабораториями, столовыми и
спортзалами, современными инструментами и технологиями, а ученики смогут
выпускать школьные газеты и школьные телепередачи. Несколько
страниц в стандартах посвящены программе духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации общества. Как программа будет
реализована, в тексте не говорится. Сказано, что она должна быть
построена «на
основе базовых национальных ценностей российского общества: патриотизма,
социальной солидарности, гражданственности, семьи, труда, творчества,
науки, традиционных религий России, искусства, природы, человечества».
Программа должна научить школьников принимать участие в общественной
жизни, сформировать у старшеклассника гражданскую позицию, дать опыт
социальной, творческой и нравственной деятельности и т. д. Разработкой
стандарта для старших классов занимается Институт стратегических
исследований образования Российской академии образования (РАО) совместно с группой под руководством генерального директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова. Как пояснил Кондаков в среду на пресс-конференции, «новый
стандарт дает возможность выбора, теперь каждый школьник будет
составлять для себя свой учебный план» – но это не значит, что школа
будет предоставлять для каждого ученика индивидуальную программу
обучения. В том случае, если учебное заведение, в котором учится
старшеклассник не сможет обеспечить ему обучение по выбранному плану,
ученику придется искать другую школу, перепрофилированную под выбранную
им специальность, передает «Интерфакс». При
всем этом, если старшеклассник решит существенно расширить программу
своего обучения, за это придется платить – или ему самому или учебному
заведению. Как сообщили в пресс-службе Минобрнауки, школьник может изучать и большее число предметов, сообщает «Интерфакс»: «Необязательно
это будет за плату. Вполне вероятно, что оплачивать желаемый учебный
предмет будет школа или гимназия, в которой обучается старшеклассник». Впрочем, как заявил накануне президент РАО образования Николай Никандров, стандарт еще будет дорабатываться. На прошедшем совещании в академии образования, по его словам, было признано, что документ не готов и требует доработки. «К
сожалению, не было организовано достаточно хорошее сотрудничество с
руководителем группы по разработке стандартов Александром Кондаковым,
чтобы можно было учесть весь потенциал академии. Это имело свои
неблагоприятные последствия. Теперь нам нужно организовать рабочую
группу, которая доработает эти стандарты», – сказал президент РАО.
Сколько времени потребуется на доработку документа, пока непонятно. Тем
не менее, как ранее заявлял министр образования Андрей Фурсенко,
планируется, что новый образовательный стандарт будет действовать во
всех школах России уже в 2020 году.
|