В России неофициально дан старт президентской кампании. На Старой площади пытаются нейтрализовать любые попытки начать общественную дискуссию о возможном переносе выборов на более ранний срок. Однако тема, до сих пор звучавшая только в кремлевских кабинетах, вышла из «башен». Это стало очевидно в ходе встреч первого замглавы кремлевской администрации Сергея Кириенко с ведущими политологами страны, на которых грядущая избирательная кампания оказалась, пожалуй, ключевым вопросом. Стратегия пока не определена, но, вероятно, встречи с политологами стали пробным шаром. Каким будет сценарий выборов-2018, «ФедералПресс» обсудил с экспертами.
Ранний старт
Кремлевский куратор внутренней политики Сергей Кириенко на первых же встречах с политологами не стал лукавить и, по сути, раскрыл карты – одной из основных задач, поставленных перед ним, является подготовка к выборам президента России, которые должны состояться в марте 2018 года. Сценарий этой кампании пока просматривается не четко. Многое будет зависеть от внешнеполитической ситуации.
Эксперты высказываются осторожно, но намекают на то, что возможен перенос выборов на более ранний срок. К этой, в принципе, вынужденной мере, могут прибегнуть в случае усиления антироссийской политики со стороны США (в этой связи важно дождаться, кто станет следующим президентом Штатов) и эскалации военного конфликта на Ближнем Востоке (плюс не исключается появление дополнительных угроз со стороны Запада). Проблемы внешние подкрепляются проблемами внутренними – экономика страны находится в стагнации, уровень жизни населения за последние год-полтора заметно снизился, и этим могут воспользоваться противники действующей власти.
Действительно, по словам члена президиума Российской ассоциации политконсультантов, политолога Андрея Максимова, перенос даты выборов «сейчас зависит от того, как будут складываться отношения с новым руководством [Соединенных] Штатов». «Если конфронтационный сценарий продолжится, то возможны любые неожиданности. Если вдруг начнется улучшение, то никакого смысла в этом нет», – полагает Максимов.
Директор АНО «Институт избирательных технологий» Евгений Сучков отметил в разговоре с журналистом «ФедералПресс», что «теоретически, существует вероятность того, что выборы будут перенесены на сентябрь 2017 года». По его мнению, подтолкнуть к этому может, скорее, экономическая нестабильность.
Но позволит ли это сделать Конституция? Согласно главному закону страны, есть ряд случаев, когда назначаются досрочные выборы президента, в том числе отставка действующего главы государства, стойкая неспособность его исполнять свои полномочия, отрешение от должности (это должен сделать Совет Федерации по предложению Госдумы). Но, скажем, в случае объявления об отставке Владимир Путин не сможет сам снова баллотироваться на президентский пост, о чем пока никто не может даже подумать. Такой сценарий, конечно, никто не рассматривает (только в случае наличия/появления преемника, что маловероятно).
Остается вариант, разыгранный в свое время с Госдумой: перенос выборов на единый день голосования (сентябрь 2017 года) «по веским основаниям» – экономия бюджетных средств (что в условиях огромного дефицита бюджета кажется логичным) и повышения явки избирателей (что важно для обеспечения легитимности выборов). Стоит также напомнить, что перенос парламентских выборов не вызвал никаких нареканий у Верховного суда: противоречий действующему законодательству тогда не было выявлено, так как решение принималось для достижения «конституционно весомых задач».
Кроме того, источники агентства в «Единой России» говорят о том, что «наверху» планируется проведение ряда непопулярных реформ, в том числе связанных с повышением налогов. Они срочно нужны, но в период президентской кампании никто не рискнет сделать столь рискованный шаг, а вот после… И, скорее всего, это произойдет, – власти нужно как-то держать экономику, которая будет находиться в упадке, по оценкам ряда экспертов, не один год. Сделать это попытаются за счет населения.
Перенос выборов вполне возможен еще и потому, что на данный момент у Кремля только один потенциальный кандидат – Владимир Путин. Преемника (во всяком случае, пока) у него нет. «Представить себе какую-нибудь другую фигуру, которая могла бы общаться на равных с лидерами других мировыхдержав и отстаивать внешнеполитический контур, невозможно», – отметил директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов.
Несмотря на большую вероятность того, что Путин сам пойдет на выборы (досрочные или плановые), политологи советуют все же присматриваться: преемником может стать человек как из публичной политики, так и из аппаратной сферы. В то же время политологАндрей Богданов полагает, что «появление [преемника Владимира Путина] сейчас, не говоря уже о приближении выборов, внесет непонимание в элиты». «Начнется какой-то передел. В настоящий момент все узаконено, и это никому не нужно, отметил Богданов. – Какой-то мелкий передел происходит постоянно, но в рамках существующих элитных договоренностей».
Стартовые позиции Путина
Досрочные выборы для Владимира Путина должны стать показателем уверенности, стабильности и своего рода демонстрацией Западу единения страны вокруг сильного президента. Три ведущих исследовательских организации – ВЦИОМ, ФОМ и Левада-Центр – представляют похожие данные: уровень доверия президенту Владимиру Путину составляет 82-84%. Однако ровно год назад рейтинг главы государства достиг рекордной отметки – 88%. За прошедшие 12 месяцев он даже опускался ниже 80%, а затем медленно, но снова шел вверх.
Политолог Евгений Сучков объясняет это статистической погрешностью. «Удержать рейтинг на высоком уровне – действительно, очень сложная политическая и технологическая задача. И в этом смысле нет ничего удивительного в том, что он будет колебаться в ту или иную сторон», – отметил эксперт. Пока, по мнению Сучкова, «особых проблем с рейтингом Путина» не заметно.
С другой стороны, при сохранении стабильно высокого рейтинга президента, уровень доверия правительству, премьер-министру парламенту, да и власти в целом в стране значительно ниже. Так, согласно статистическим данным ВЦИОМ, число респондентов, одобряющих деятельность правительства России, Госдумы и Совета Федерации снизилось: работа кабмина сегодня устраивает 58,3% опрошенных (в октябре прошлого года – 66,5%), депутатов Госдумы – 45,5% (год назад – 51,1%), сенаторов – 46,4% (в октябре прошлого года – 53,1%).
Политологи говорят, что маятник Фуко постепенно откатывается назад: население ждет перемен, причем позитивных, которые власть пока не может обеспечить, и задача Сергея Кириенко и его команды – вернуть доверие и простых людей, и элит, дать надежду на изменения. Только рейтинг Владимира Путина удается удерживать, да и то, по мнению политолога Евгения Сучкова, лишь благодаря «той политике, которую он проводит последние десять лет – попытка восстановления величия России». «Пока что общество в своей массе эту политику поддерживает на ментальном уровне», – отметил эксперт.
Так будет и впредь до тех пор, «пока он (Путин, – ред.) будет действовать в этом направлении». «Стратегия, – подытожил Сучков, – это линия Путина на подъем, как он выражается, России с колен».
С другой стороны, как считает президент Института национальной стратегииМихаил Ремизов, если решение о переносе президентских выборов было бы принято, «это выглядело бы как признак неуверенности верховной власти, что совсем не здорово с точки зрения кампании и с точки зрения репутации как вне страны, так и внутри нее».
В случае снижения рейтинга президента, как сказал один из собеседников «ФедералПресс», не исключено, что в сценарий его победы на выборах будет включен новый «военный эпизод», на фоне которого вырастут патриотические настроения, и страна снова консолидируется вокруг сильного лидера. «Правда, от этого уже есть усталость. Второй раз такой сценарий эффективно не сработает, а, напротив, может вызвать бурю недовольства со стороны ранее консервативно и умеренно настроенного в поддержку Путина электората», – отметил источник.
Кто будет на стороне Путина
Традиционно накануне президентских выборов в стране начинается мобилизация вокруг главного кандидата. Так было, например, в 2011 году, когда основная роль в консолидации общества и политических сил была отведена только-только сформированному Общероссийскому народному фронту. Сегодня политологи расходятся во мнении, станет ли ОНФ и на этот раз такой объединяющей силой или появится некая новая организация. Как наиболее вероятный больше видится все же первый вариант – времени на создание «чего-то еще» у Кремля просто не остается (при условии, что выборы пройдут раньше). Другой вопрос – а нужно ли «что-то еще»?
Некоторые эксперты полагают, что первому замглавы Администрации президента Сергею Кириенко предстоит, скорее, не создавать новые организации, а пытаться урегулировать незримый конфликт, возникший, но не вынесенный на широкую публику, после парламентских выборов. Речь – об обиде малых партий за обманутые ожидания.
Политолог Андрей Максимов, который плотно работал непарламентской оппозицией во время прошедшей избирательной кампании, признает, что обида «в определенной степени есть». Не выполнены обязательства, например, по отношению к партии «Родина», «обречены на разгром» были «Яблоко» и «Парнас», сокрушительно проиграли «Зеленые» и «Партия пенсионеров», которая «была разгромлена еще на пороге в виду неповиновения, и поэтому даже там, где они могли пройти, их наказали».
По мнению Максимова, «Парнас» и «Яблоко» «точно не поддержат кремлевского кандидата». «Остальные, скорее всего, выступят в поддержку, – уверен эксперт. – Если брать «Родину» и «Зеленых», то они однозначно [поддержат] – они входят в ОНФ, а кандидат ОНФ естественно будет кандидатом власти. «Коммунисты России» реально выдвинут своего кандидата – они выполняют свою роль и оттягивают голоса у КПРФ, поэтому они не будут поддерживать кандидата Кремля. Но они не будут поддерживать и кандидата от КПРФ».
Андрей Максимов считает, что каждая малая партия по-прежнему будет играть отведенную ей сверху функцию. Причем у куратора внутренней политики Сергея Кириенко есть сценарий, «изначально заложенный в действиях этих партий, и он будет эксплуатировать их дальше в соответствии с поставленной ролью».
В целом, по мнению Максимова, «партии совершенно не нужно консолидировать». «Они становятся другими версиями “Единой России”, и в результате проигрывают все. Консолидация ведет к вымиранию тех структур, которые имели своего избирателя, и этот избиратель уходит на политический рынок искать себе нового выразителя», – пояснил эксперт.
Скептически к консолидации непарламентской оппозиции относится и директор Института избирательных технологий Евгений Сучков. Он считает, что «малые партии в России – это достаточно эфемерное образование, реальной политический силы не имеющее»: у них нет ни ресурсов, ни ярких лидеров. «Надо определять своего кандидата в первую очередь, и уже потом думать обо всем остальном, – считает Сучков. – А если сейчас заняться подтягиванием мелких партий, то это закончится не очень хорошо. Подавляющее большинство, за исключением “Яблока” и “Парнаса”, и так проголосуют за Владимира Путина».
За компанию с Путиным
Перенос даты выборов президента, по словам одного из собеседников «ФедералПресс», может быть выгоден и по другим причинам – смена верхушки власти в регионах. Во-первых, речь о тех субъектах, где назначены врио губернатора: Калининградская, Кировская, Ярославская области, Севастополь. Во-вторых, в ряде субъектов подходит к окончанию срок полномочий действующих губернаторов: в Томской, Саратовской, Свердловской, Белгородской, Новгородской, Рязанской областях, Пермском крае, в Бурятии, Мордовии, Карелии.
Кроме того, эксперты уже не раз высказывались о том, что некоторые губернаторы могут уйти в отставку досрочно (сами или им предложат это сделать – другой вопрос). Согласно ноябрьскому «Кремлевскому рейтингу губернаторов», подготовленному Центром региональной политики, субъекты ждут масштабные кадровые перестановки. «Шесть губернаторов могут покинуть свои посты еще до Нового года, почти 15 – в начале следующего. Оптимизация региональных элит связана с будущими президентскими выборами, сменой руководства Управления внутренней политикой Администрации президента, а также обусловлена социально-экономическими факторами», – отмечают эксперты.
По оценкам авторов рейтинга, до лета 2017 года возможна ротация губернаторского корпуса более чем на 30%, а до конца следующего года в России может поменяться больше половины глав регионов. В первую группу риска (в список тех, кому грозит скорая отставка) попали главы Республики Адыгея Аслан Тхакушинов, Пермского края Виктор Басаргин, Приморского края Владимир Миклушевский, губернаторы Самарской области Николай Меркушкин, Нижегородской области Валерий Шанцев, Новгородской области Сергей Митин и Рязанской области Олег Ковалев.
Вместо неэффективных или возрастных руководителей Кремль предложит новых, которым на волне президентской кампании и высокого рейтинга Владимира Путина избираться будет значительно легче, что подтверждает и политолог Андрей Богданов. В целом же, по словам политолога Григория Добромелова, вариант переноса выборов президента возможен с целью синхронизации электоральных циклов – эта тенденция уже наметилась.
Однако политолог Михаил Ремизов полагает, что от объединения федеральной и региональных кампаний можно получить и минусы – ведь технология их проведения будет другой. «Технически это другая стратегия, – отметил эксперт. – Многие представители действующей власти привыкли проводить инерционные кампании с низкой явкой. Это означает, что действительно, если будет совпадение с президентской кампанией, нужно будет действовать как-то по-другому. Но это технический вопрос и все зависит от конкретного региона – насколько уверено там себя чувствует губернатор».
Перенос выборов на сентябрь 2017 года выглядит логично, считает эксперт. «Это не требует увеличения срока полномочий (если переносить на сентябрь 2018 года, то начнутся разговоры об узурпации власти Путиным), – отметил Добромелов. – На данный момент Путин – безальтернативная фигура. Выборы можно проводить хоть в феврале, хоть в марте, хоть в сентябре 2017 года, хоть в январе 2018 года, ситуация никак не поменяется: если Путин решит выдвигать свою кандидатуру, он 100% побеждает»
|