Каждый мордовский автолюбитель знает, кто ездит на
черных «Волгах» с номерами «МРР» — чиновники из Правительства. Кто-то
считает их водителей профессионалами, лучшими из лучших, а кто-то —
наглецами и нарушителями ПДД, которым не страшны инспекторы ГАИ. ДЕНИС
ТЮРКИН на себе решил испытать, что такое личный водитель чиновника. На
время мы попросили министра культуры Петра Тултаева пересесть из
отечественного автомобиля в седан бизнес-класса «Опель-Инсигния» в
максимальной комплектации. Объехав половину региона, говорили о культуре
вождения, грехах статусных пассажиров и о том, почему чиновникам стоит
чаще ходить пешком и пользоваться троллейбусами вместо служебных машин.
Маршрут
Петр Тултаев, несмотря на отсутствие прав и личного авто, задавал
вполне профессиональные вопросы об «Опеле». «Чьей сборки? Как часто
нужно проходить ТО? А холодильник есть?» Статусный пассажир оказался
довольно послушным: усевшись на заднее сиденье, пристегнулся ремнем
безопасности. Да и во время поездки вел себя, словно примерный пассажир
такси, временами подсказывая дорогу к культурным объектам. Не просил
подъехать «прямо к крыльцу». Наоборот, предлагал ставить машину
подальше, чтобы проезд другим не загораживать. «Водитель находится за
рулем, поэтому именно он главный в машине, — считает Тултаев. — Он
профессионал, я — его подчиненный. Я вверяю ему свою жизнь. Не имею
привычки указывать, каким маршрутом пользоваться и как лучше ехать.
Единственное, что могу сказать, в какое время нужно быть в конечной
точке».
В нашем маршруте точек было предостаточно. Сначала посетили Подлесную
Тавлу, где заканчивается строительство уникальной школы резчиков по
дереву. Затем путь пролегал через Кочкурово, Атяшево, Ардатов и Большое
Игнатово. Такое турне связано с глобальной реконструкцией местных домов
культуры, ход которой министр контролирует лично: «Не будешь стоять над
душой у строителей — дело пойдет очень медленно и туго». Благодаря
специальной программе, рассчитанной до 2016 года, серьезно изменятся
дома культуры почти во всех райцентрах. По словам министра, после
реконструкции они превратятся в современные досуговые центры, вмещающие в
себя не только дискотечные залы, небольшие кафе, но и центры промыслов и
ремесел, музыкальные школы, библиотеки. Средняя стоимость реконструкции
каждого ДК с учетом приобретения светового, музыкального оборудования,
кресел и прочего составит 25—30 миллионов рублей.
В пути радуемся хорошим дорогам. Единственный участок с
отвратительным качеством дорожного полотна — между Ардатовом и Большим
Игнатовом. Но и там сейчас идет ремонт... «Выражение про Мордовию и
конец дорогам уже не актуально, — считает Тултаев. — Это говорю не
только я, исколесивший половину России, но и гости из других регионов,
которые приезжают к нам по культурным делам. Раньше с этим было туго.
Хорошо помню, как до моего села летал аэроплан. Перевозил по 12 человек.
Дорог-то не было. Соответственно, и миграции почти не было. Захочешь —
не уедешь (смеется — «С»)».
«Опель»
Пока министр ходит по стройплощадкам, завязываем беседу с его
водителем Вячеславом, который на время вынужденного отпуска возит на
«Волге» других чиновников, вошедших в культурную делегацию. «Сложно ли
возить министра?» «Нет, Тултаев — отличный мужик, — отвечает он. — Но,
если хочешь, я могу свое место уступить, только машинами давай
меняться». Вячеслав по-своему оценил качества «Инсигнии». «Хорошая
машина, но только для себя. В обслуживании дорогая будет. Мне тут ворона
в решетку радиатора прилетела, ничего даже не погнулось. А тут пришлось
бы ремонт проводить. Деньги из своего кармана выкладывай!»
В каждом райцентре «Опель» стоимостью свыше 1,3 миллиона рублей вызывал
среди местных автолюбителей неизменный фурор. Но везде его лишь
разглядывали, а в Кочкурове местный пенсионер попросил корр.«С» открыть
салон и багажник. Отсек для груза вызвал массу положительных эмоций:
«Вай, какой большой! Думаю, машина стоит своих денег. Такая, поди, тыщ
триста точно будет!»
Освоившись на заднем сиденье «Опеля» после пары сотен километров,
Петр Тултаев также высказал свое мнение насчет качеств отечественных и
иностранных автомобилей. «Моя «Волга» не такая комфортная. Зимой в ней
холодно, летом жарко. Печка работает только на «вкл» или «выкл».
Регулировки нет! «Инсигния» очень комфортабельная, в ней не ощущается
усталость, но она уводит в какую-то другую реальность: за окном
проносятся пейзажи, светит яркое солнце, а здесь тишина и прохлада.
«Волга» меня б тряхнула на кочке, а здесь сижу спокойно... Тыловая часть
практически не ощущает дорогу. Спина тоже. Воздуха в этом «Опеле»
много, это хорошо! В «Волге» потолок давит. В командировках я бываю
очень часто, за сутки иногда приходится преодолевать по 500—1000
километров. Устает не только водитель, но и пассажир. Но в городе
служебной машиной пользуюсь редко. У большинства министров, кстати, тоже
«Волги». Иномарки только у заместителей председателя Правительства. У
меня личной машины нет. К технике отношусь ровно. Зато про гармони могу
говорить и говорить! (Смеется — «С».) Дома семь инструментов. Жена уже
ругается: «Куда тебе столько?!» А мне нравится. Чем отличаются? Одна —
для лирики, другая — для горького, третья — для друзей, четвертая — для
семьи. Я с четвертого класса по свадьбам с гармошкой. Тамадил,
зарабатывал на жизнь».
По правилам и без
Большинство визитов в райцентры пришлось на нерабочее время, но,
несмотря на это, почти на каждой стройплощадке нас ждал местный глава.
Хозяйку Кочкуровского района Светлану Герасимову привезли на
«Форде-Мондео». Ардатовский глава Александр Федоров сам прибыл за рулем
УАЗа «Патриота». А вот зам. руководителя Большеигнатовского района
Василий Горячев подошел к ДК пешком. «Статусные пассажиры грешат
спешкой, — со знанием дела говорит министр культуры. — Водитель в этом
плане — как в тисках. Но правила нарушать не стоит: тише едешь — дальше
будешь. Правда, бывало, что и я просил водителя поторопиться, чтоб
успеть. Есть такой грех... Иногда он сам позволяет вольности. Ехали
как-то в Ижевск. Превысил скорость по своей инициативе. Пришлось ему
заплатить штраф из своего кармана. Нынешний водитель у меня давно. Очень
добросовестный. Машину любит, понимает. Не позволяю ему наглеть на
дороге, как это часто водится за нашим братом чиновником. В этих случаях
рассуждаю, как пассажир и пешеход. Почему из-за меня должны страдать
другие участники движения? Саранские водители, кстати, часто непорядочно
ведут себя по отношению к пешеходам. Грубы, редко когда пропустят на
зебре. Хожу пешком на работу и с работы домой. Неоднократно бывал
испачкан грязью от проезжавших мимо машин. Весьма низкая культура у
водителей в этом плане. Но, когда останавливаются, я благодарю их:
прикладываю руку к сердцу. Я почему пешком люблю ходить — не только ведь
из-за того, что полезно для здоровья. Часто критику правильную слышу,
люди при встрече высказывают. Нашему брату чиновнику следует чаще пешком
ходить, на общественном транспорте ездить. Там ведь много про власть
говорят полезного, а мы как раз — часть этой власти. Интересно наблюдать
за мужчиной-водителем и женщиной-водителем. Антагонизм какой-то.
Барышни спокойнее, законопослушнее. Мужчины самоувереннее. У них нет
никакой жалости по отношению к коллегам в юбках. У супруги есть права,
но машины нет. Она давно хочет приобрести «Опель», только подержанный».
Наш вояж завершился уже затемно — около 22.00. Рабочий день министра
редко когда составляет меньше 12 часов. Трудиться приходится и по
выходным. И так уже десять лет, с августа 2001 года, когда Тултаев занял
пост министра культуры. «Устал ли? — переспрашивает он. — Нет, а вот
отчаяние иногда берет. Культуру считают чуть ли не третьестепенной
сферой, порой называют министерство излишней нагрузкой на бюджет. Иногда
кажется, что я ничего не понимаю ни в своей работе, ни в людях... Но
потом остынешь, осознавая, что это мое, что это мне нравится. Я —
оптимист, считаю, что унывать грех».
P.S. Редакция благодарит компанию «Саранскмоторс» и ее маркетолога Руслана Надеева за предоставленный автомобиль.
«Опель-Инсигния» 2,0 турбодизель АТ-6
«Инсигния» порадовала неплохо настроенным и достаточно комфортным
шасси, хорошей шумоизоляцией и тяговитым двухлитровым дизелем мощностью
160 л. с. Ускорения такие, что пассажиров вжимает в спинки сидений!
Мотор достаточно экономичен: с включенным кондиционером и в рваном ритме
езды из-за пробок в городе и ремонта на трассе он съедал около 8,5
литра на 100 км. Но владельцам таких машин стоит тщательнее выбирать
дизтопливо. Мы наполнили бак на проверенной и очень известной в Саранске
заправке и никак не ожидали, что на одном из подъемов «Опель» задымит
выхлопом, словно грузовик... Когда стемнело, удалось проверить действие
адаптивной системы головного освещения AFL. Она способна включать
боковые фары, изменять «дальнобойность», ширину и интенсивность
светового пучка в зависимости от дорожной обстановки. Это действительно
полезная и классная вещь. Прекрасно видно обочину и дорожное полотно на
пару сотен метров. Правда, хотя рекламные проспекты и утверждают, что
фары «не слепят встречных водителей», в нашей ситуации нам не моргал
дальним только ленивый. Столица С.
|