Полицейскому грозит до 10 лет неволи за «воспитание» задержанного с помощью резиновой палки
Перед Торбеевским райсудом предстал 26-летний участковый уполномоченный ММО МВД «Краснослободский» Александр Покатов. За превышение должностных полномочий ему грозит до 10 лет неволи. По версии следствия, в феврале прошлого года лейтенант полиции с помощью резиновой палки пытался «выбить» показания из 22-летнего задержанного Григория Волкова. Офицер вынуждал его признать вину в не совершенном наркопреступлении. Пожалев родственника, 30-летний брат задержанного Андрей Волков оформил липовую явку с повинной… И еще один любопытный момент: резиновую палку, которой орудовал полицейский, он изъял… в доме убийцы матери троих детей Натальи Эрзиной!
На момент преступления Александр Покатов занимал должность оперативника ММО «Торбеевский» и имел звание сержанта полиции. В ночь на 7 февраля прошлого года его коллеги нагрянули с обыском к братьям Волковым, проживающим в селе Салазгорь. Имелась информация, что они причастны к краже имущества из детского сада. Но никаких «улик» найти не удалось. Зато в одной из комнат полицейские «обнаружили» неизвестное вещество растительного происхождения. Впоследствии выяснилось, что это несколько грамм марихуаны. Для дачи показаний Волковых доставили в районный отдел полиции и передали молодому оперативнику Покатову. На вопрос о том, откуда взялось «зелье», Волков-младший ответил: «Вообще впервые его вижу!» Тогда сержант «для сговорчивости» четыре раза ударил «подозреваемого» по спине резиновой палкой.
Но даже это не побудило безработного сознаться в преступлении, которого он не совершал. Услышав крики и пожалев брата, Андрей Волков написал липовую явку с повинной… Григория отпустили, а его брата-инвалида задержали на трое суток. Пока Волков-старший придумывал, как у него дома оказалась марихуана, первый зафиксировал побои в местной больнице и написал заявление о привлечении к ответственности жестокого сотрудника полиции.
Александр Покатов утверждает, что он строго придерживается норм закона © Столица С
Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении Покатова. Выяснилась любопытная деталь: резиновая палка, которой он наносил удары, не числится в отделе полиции. Начинающий полицейский изъял это «орудие» в доме жительницы села Хилково Натальи Эрзиной — во время обыска в октябре 2016 года. Женщина подозревалась в убийстве своего младенца. Палка принадлежала сожителю женщины Андрею Жданову. Воспользовавшись царившей в доме неразберихой, Покатов присвоил палку… И еще несколько важных деталей. В последующем уголовные дела о краже из детсада и незаконном обороте наркотиков были приостановлены в связи с «не установлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности». Вскоре Покатов перевелся на должность участкового уполномоченного в ММО «Краснослободский», аттестовался и получил офицерское звание. Свою вину в избиении он не признал и от дачи показаний отказался…
29 марта страж порядка вместе с коллегами прибыл в Торбеевский райсуд на первое заседание. В фойе он по-свойски поздоровался за руку с судебными приставами. За несколько лет работы на местной территории Покатов не раз проводил мимо них задержанных. Теперь примерил на себя их роль, но тревожного вида не подал. Возможно, потому, что продолжает исполнять служебные обязанности. С одной стороны, сам «под статьей», с другой — «при исполнении»… «А мы думали, вы не приедете! — обращается к журналистам его адвокат Евгений Дубровских. — Что, такой резонансный процесс? На фоне трагедии в Кемерове он не будет сенсацией! И не лень вам ехать так далеко? Ну и работенка у вас!»
Покатов делает вид, что изучает бумаги. Но присутствие прессы все же выбивает его из колеи. Полицейский то убирает документы в портфель, то опять достает, рассеянно скользя по ним взглядом. «Почему вину не признаете?» — интересуется журналист. «Потому что я не виноват ни в чем!» — глядя прямо в глаза, отвечает Покатов. «Вы били задержанного?» — «Никак нет! Это все поклеп и провокация!» «У вас ведь одна цель — очернить подсудимого, — уверен защитник. — Если он начнет беседовать, то вы же используете все против него! Покатов до сих пор работает, и никто не верит, что он совершил преступление!» — «То есть Следственный комитет ошибся, когда привлек его к ответственности?» «Кто знает? Суд решит!» Тем временем жертвы преступления затравленно сидят в коридоре, не решаясь пройти в зал. Только вместе с журналистом переступают порог. «Мы уже шуганными стали!» — признается корр. «С» Григорий Волков, проходя мимо «мучителя». Его брат Андрей передвигается на костылях. На поясе мужчины прикреплен мочесборник — результат аварии, в которой он несколько лет назад получил тяжелые травмы. Заметив братьев, Покатов выходит в коридор…
Григорий и Андрей Волковы утверждают, что полицейский поднял на одного из них руку © Столица С
«К нам пришли полицейские с обыском, — вспоминает «допросный» вечер Волков-младший. — Говорили, что мы подозреваемся в краже из детсада… Потом наркотики нашли… В больницу отвезли, чтобы мы анализ мочи сдали… Затем — в отдел полиции. Меня подняли в кабинет к начальнику отдела Строкову. Спрашивали, как наркотики у меня оказались? Я сказал, что вижу их впервые! После этого полицейский Терешкин взял меня за шкирку и повел в кабинет Лафуткина. Сотрудники начали там есть сало и картошку… Вдруг Строков сказал: «Пошумите в кабинете!» И Покатов как ударит мне по спине палкой! Раза три-четыре! Чтобы я признался, что эти наркотики — мои! Я начал плакать и кричать: «Если не перестанете бить, повешусь или вены перережу!» Тогда Лафуткин принес из другого кабинета таблетку, сказал: «Это успокаивающее, выпей!»
«Какого наказания будете требовать для Покатова?» — спрашивает журналист. Парень молчит. За него отвечает «юридически подкованный» коллега «мучителя»: «Как суд решит!» «Да, пусть суд решает», — соглашается «жертва»…
Когда в зале появляется судья, присутствующие встают. «Присядьте пока, я еще не все материалы дела принесла», — говорит председательствующая и исчезает. Все, кроме обвиняемого, следуют совету. Вытянувшись по «стойке смирно», Покатов всем видом демонстрирует уважение к судье, даже когда ее нет. Сцена напоминает кадры советского фильма «Кавказская пленница», в которой «подстреленный» товарищ Саахов не желает присаживаться по известным причинам. В полной боевой готовности Покатов приветствует судью. Докладывает, что родился 31 мая 1991 года в Краснослободске. «Гражданин России?» — «Так точно!» — «Русским языком владеете?» — «Именно так!» — «В переводчике не нуждаетесь?» — «Никак нет!»
Подсудимый старается показать, что он человек дисциплинированный. И в семье у него полный порядок — с женой и ребенком 2017 года рождения проживает в селе Русское Маскино. Образование высшее. Военнообязанный. К уголовной и административной ответственности не привлекался. «Проблем со здоровьем нет, Бог миловал!» — резюмирует полицейский.
Затем устанавливаются личности потерпевших. «Григорий Волков! — представляется чернобровый паренек. — Родился и проживаю в селе Салазгорь». «Образование?» — «Среднее!» — «Какое среднее, ты 9 классов коррекционной школы окончил!» — поправляет брат. «Ах, да… Не женат. Детей нет. Нигде не работаю, числюсь как ухаживающий за братом. Социальные выплаты не получаю, а до этого получал пенсию как сирота». На костылях поднимается Андрей Волков. «Тоже окончил 9 классов — говорит он. — Холост. Детей нет. Являюсь инвалидом I группы». Наверное, Покатов посчитал, что заступиться за обездоленных парней некому. Родственников у них нет, и в плане здоровья «Бог не миловал», значит, и отпор не дадут. Но полицейский, наверное, плохо изучал Уголовный кодекс. И не знал, что на стороне даже самых бедных слоев населения стоит закон, который призван защищать людей, независимо от расы, пола, национальности и имущественного положения…
Адвокат Покатова заявил суду, что Андрея Волкова следует исключить из числа потерпевших. Мол, его полицейский не бил, а то, что буквально вынудили написать явку с повинной, — так это совсем другая история! И вообще, дело нужно вернуть прокурору! Гособвинитель из республиканской прокуратуры Юлия Архипова с ним не согласилась. Она не усмотрела препятствий для рассмотрения дела и напомнила защитнику, что это обстоятельство не противоречит закону, а окончательную оценку суд даст при вынесении решения. Служительница Фемиды после длительного совещания приняла сторону прокурора. В итоге заседание перенесли…
Столица С
|