Вопреки ожиданиям ряда бизнесменов Росалкогольрегулирование явно не собирается отказываться от идеи установить полный контроль над производством и оборотом алкогольной продукции. Как и предполагалось, уже с 1 июля розничные продавцы должны будут фиксировать в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета (ЕГАИС) не только любой факт закупки или поступления товара, но и факт продажи. Коснется это, правда, пока только магазинов, функционирующих в городах и городских поселениях. Но уже через год такая обязанность появится и у сельских торговых точек. И хотя особых проблем, связанных со вторым этапом реализации проекта «ЕГАИС в рознице», в Министерстве торговли и предпринимательства Мордовии не ожидают (после прежних расходов приобретение специального сканера и кассового терминала, способного распечатывать QR-коды, представляется сущим пустяком), некоторые моменты по-прежнему вызывают обеспокоенность.
Розница под колпаком
Сама идея оградить граждан от контрафактной, паленой и фальсифицированной продукции, а заодно - снизить количество смертей и отравлений, вызванных потреблением некачественного пойла, заслуживает только одобрения. По оценкам экспертов, сегодня каждый седьмой россиянин - а это, между прочим, миллионы и миллионы человек! - принимает внутрь откровенно небезопасные спиртные напитки. Согласно данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРА), только в прошлом году ими было выпито почти 400 миллионов литров спиртосодержащих жидкостей «двойного назначения», 200 млн литров заводской водки, находящейся в нелегальном обороте, 150-180 млн литров аптечных настоек и еще порядка 125 миллионов литров кустарной водки. Через интернет можно совершенно свободно заказать себе до 120 литров спирта по цене от 120 до 200 рублей за литр. И никто не спросит, зачем вам столько надо.
Первоначально обеспечить прозрачность сделок планировалось только на верхнем эшелоне рынка. При отгрузке каждой партии производителю или импортеру вменялось в обязанность направить в ЕГАИС ряд сведений о товаре. Оптовику в свою очередь надлежало подтвердить факт его получения. Считалось, что таким образом розница автоматически лишится каналов доступа к плохому алкоголю.
Увы, результат оказался прямо противоположным - сократились объемы легального оборота. Вот тогда-то было решено расширить сферу действия ЕГАИС и на предприятия розничной торговли. По новой редакции федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» с 1 января нынешнего года, отчитываться, кому и когда был отгружен товар, следовало и оптовым организациям. Рознице одновременно требовалось сообщить о его поступлениях, а теперь вдобавок - и о реализации
Тем самым под контроль попадает вся цепочка - начиная с процесса производства и заканчивая передачей одной или нескольких бутылок на руки покупателю.
Цена вопроса
Надо ли говорить, что подобные нововведения пришлись не по душе определенной части предпринимателей. И причина вовсе не в том, что они, например, могут догадываться о теневом происхождении выставленного на прилавках продукта. Просто комплект оборудования и программного обеспечения, необходимого для подключения и введения сведений, в систему стоит достаточно дорого - минимум 15-20 тысяч рублей. И это без учета расходов на компьютерную технику, пользование каналами связи, обучение персонала и так далее.
Впрочем, уже в процессе тестирования выяснилось, что владельцы и руководители торговых точек несколько сгущают краски. Продавать алкоголь отказались только единицы. Напротив, число действующих в России розничных предприятий, имеющих лицензии и уже подключенных в ЕГАИС, выросло за полгода с 41 до 94 процентов. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка незамедлительно уведомила и о других положительных итогах. За те же 6 месяцев розница представила почти 29 миллионов накладных и почти столько же документов, подтверждающих закупки. Мало того, поступило чуть менее 62,3 миллиона чеков с касс, хотя их пока никто не требует.
В разрезе регионов, однако, поводов для оптимизма не так и много. Желаемого 100-процентного уровня подключения к системе учета достигли только Татарстан, Кабардино-Балкария, Волгоградская, Липецкая, Орловская и Сахалинская области. В Мордовии, к слову, сей показатель составляет 81,52 процента - это третье место с конца, после Марий Эл и Чукотского АО.
В количественном выражении картина наблюдается следующая: из 2035 действующих в республике организаций розничной торговли, имеющих лицензию на реализацию алкоголя, шесть в принципе не имеют возможности отсылать в систему электронные данные. (Села, где они расположены, официально признаны не имеющими выхода в интернет. Всего же таких населенных пунктов 78.) Кроме того, 387 торговых точек (принадлежащих главным образом «Мордовпотребсоюзу» либо выкупившим недвижимость выходцам из данной организации) с ЕГАИС не взаимодействуют по иным причинам. Формально они уже сейчас ходят под угрозой весьма солидного 200-тысячного штрафа. Вот только кто посмеет наложить его? В особенности если участь, что означенная мера воздействия почти наверняка приведет к закрытию подчас единственного на всю округу магазина.
Проблема усугубляется тем, что многие торговые объекты вышеупомянутого «Мордовпотребсоюза» не являются предметом рассмотрения для подключения к системе ЕГАИС по причинам, имеющим глубокие корни и уходящим во времена Советского Союза.
«Обкатка» практикой
Сами бизнесмены между тем уверяют, что работа ЕГАИС и по сей день далека от совершенства. Сбои программ, коих существует великое множество, происходят постоянно. Известен случай, когда безо всякого объявления обновлению подверглась сама система, в результате чего софт нельзя было совместить с установленными бухгалтерскими приложениями. На то, чтобы их перенастроить, получить новую флешку, ушла неделя. Примечательно, что Росалкогольрегулирование посчитало случившееся мелким инцидентом, поскольку «заглючили» учетные программы самих предприятий. Но если у крупных игроков рынка хотя бы есть возможность содержать IT-специалистов и инженеров, то что делать мелким торговым организациям? Разве что бежать за помощью в специализированные фирмы, которые «за спасибо», понятно, и палец о палец не ударят.
Нельзя сбрасывать со счетов и пресловутый человеческий фактор. Подчас поставщики банально забывают фиксировать сведения в ЕГАИС. А из-за отсутствия информации о накладной получатель продукции, само собой, не может подтвердить ее. Вроде бы пустяк, но сколько времени и сил он отбирает...
Еще один типичный просчет - отправка данных с указанием реквизитов магазина, находящегося по другому адресу. Когда компании начинают жаловаться, что накладные, отправленные им контрагентами по ЕГАИС, не доходят, неизбежно выясняется, что товар уехал не туда.
Кстати, сроки фиксации информации в системе госучета исчисляются в рабочих днях. Поставщик продукции (производитель или оптовик) должен внести сведения об отгрузке продукции получателю (оптовику или розничному продавцу) в течение 3 рабочих дней после отгрузки продукции. Покупатель же подтверждает поставку - в городских поселениях в течение 3 рабочих дней, в сельских поселениях - в течение 7 рабочих дней.
В случае перебоев со связью сведения можно передавать в отложенном режиме. Но надо уложиться в предельный срок. Сейчас Росалкогольрегулирование разрабатывает специальный функционал, который позволит в таких ситуациях формировать файлы данных, а потом, когда связь восстановится, автоматически выгружать и передавать их.
Просчеты учета
Нередко, однако, даже эффективность работы системы ставится под сомнение. И на то, надо признать, есть весьма серьезные причины. Не так давно, например, в крайне щекотливую ситуацию попал глава Крыма Сергей Аксенов. В ходе заседания комиссии по борьбе с контрафактным алкоголем тот решил разузнать, насколько сообщаемые ему цифры соответствуют действительности. В ближайший магазин был направлен помощник, который и принес оттуда четыре бутылки горячительного. Содержимое их проверили и… ужаснулись. Во всех четырех находилась бурда неизвестного происхождения. А в одном флаконе и вовсе оказался чай со спиртом. Стоил, кстати, «коньяк» всего-то 75 рублей. Продавцы явно знали чем приторговывают.
Здесь можно, разумеется, сослаться на то, что новые субъекты Федерации получили отсрочку по внедрению ЕГАИС в рознице. Но как тогда быть с уже упомянутой в положительном ключе Кабардино-Балкарией? А ведь именно там, по мнению ФНС, изобретен весьма хитрый способ ухода от налогов и сборов на алкоголь. Заводы и компании отражали в системе и декларациях совершенно разные суммы. В 2015 году таким образом было «сэкономлено» более 22 миллиардов рублей. В бюджет же поступило - смешно сказать! - менее 1,9 млрд руб.
И наконец, самое странное. Верит ли кто-нибудь, что россияне вот-вот станут трезвенниками? А такие сведения приводит, между прочим, не какая-то там частная контора - органы государственной статистики! Так, по информации Мосгорстата, в столице нашей Родины объемы продаж крепкого алкоголя сократились в январе аж на 23 процента по сравнению с тем же месяцем 2015 года. Причем похожая ситуация складывается и в других городах России. Заводы в прошлом году также произвели вдвое меньше спиртного, нежели в 2007-м. Если же копнуть поглубже, несложно заметить, что в стране есть целые непьющие села, деревни и поселки.
Статистика не врет. Ибо ответ на вопрос, как «провести» зелье в обход ЕГАИС, в общем-то, до безобразия прост. Нужно всего лишь не передавать информацию в систему. Реализовать сомнительную продукцию через магазины получится едва ли. А вот загнать ее по тем же каналам, что использует сарафанное радио, всегда пожалуйста.
Эксперты все той же организации ЦИФРА недавно подсчитали, что с падением объемов легального подакцизного алкоголя до 65 процентов возросла доля всевозможных настоек, жидкостей, лосьонов и самогона в общей структуре потребления. При этом сахара, допустим, мы «сожрали» в прошлом году на четверть больше. Ну, если не умяли - пустили, надо думать, в дело. И совсем необязательно на компоты или варенье. Еще можно с трех раз угадать, для чего делается настойка боярышника со вкусом красного перца, меда, имбиря или лимона.
Спокойствие, только спокойствие
Впрочем, говоря, объективно, кое-какая польза от ЕГАИС имеется. К примеру, в первом квартале 2016-го в России выросло производство пива - на 5,5 процента, или на 93,6 миллиона литров. Росстат утверждает, что за первые три месяца в стране выпущено 1,57 миллиарда литров «пенного напитка». Аналогичные данные приводит и Росалкогольрегулирование (1,55 млрд литров). С сидром, пуаре или медовухой существенных разночтений тоже нет.
На алкоголизацию населения рост этот списать точно не удастся. На предприятиях, и прежде работавших в рамках закона, объемы увеличились не столь значительно, а то и сократились. Получается, именно Единая система учета вынудила пивоварни (преимущественно малые и средние) показывать реальные цифры.
Следующий положительный момент - коллапса, которого предрекали отрасли аналитики и которого так опасались руководители предприятий торговли, кафе и ресторанов, удалось избежать. Первый этап - возможно, самый трудный, требующий немалых материальных затрат - пройден с минимальными потерями. Правительство, как и обещало, предоставило рознице время опробовать систему. Ситуация, когда из-за огромных задержек с выдачей акцизных марок и зависания серверов выпуск алкоголя в стране фактически был парализован, а только подключавшиеся к ЕГАИС производители и оптовики забрасывали властные структуры гневными письмами, по счастью, не повторилась.
Стартовые условия Мордовии перед началом второго этапа «розничного» внедрения системы выглядят гораздо лучше. Во-первых, потому что подтверждать продажи придется только тем, чей бизнес находится в Саранске, Рузаевке, Ардатове, Инсаре, Ковылкине, Темникове, Краснослободске, а также в городских поселениях Атяшево, Тургенево, Зубова Поляна, Потьма, Умет, Явас, Кадошкино, Торбеево, Чамзинка и Комсомольский. Во-вторых, 11 процентов торговых точек республики, в том числе не принадлежащих крупным ритейлерам и/или находящихся в сельской местности, готовы хоть завтра приступить к работе по новым правилам. Наконец, в-третьих, некоторые организации торговли уже сейчас отчитываются и о поступлениях, и о реализации, предприятиям общественного питания этого делать не нужно ни в городских, ни в сельских поселениях, они ведут учет через ЕГАИС только по подтверждению факта отгрузки, заполняют журнал (открыли бутылку - записали) и сдают декларации в установленном порядке.
Андрей КРИВОВ
http://vsar.ru/14522_egais___teper_i_v_kajdoy__kuplennoy_butylke
|