7 апреля произошло символическое событие – в день Благовещения, который считается символом начала новой жизни, так как этот праздник напоминает людям о рождении Иисуса Христа и духовной связи человека и Бога, в Саранске была напечатана брошюра «Троицкий собор.История главной площади Краснослободска» (альбомный формат, 34 страницы). Ее авторы – прихожане Успенской (нижней) церкви. Их цель донести до краснослободчан истину: старинный Краснослободск был одним из главных центров духовной жизни Пензенской губернии.
Троицкий собор Краснослободска не просто архитектурный ансамбль и былой религиозный центр, ведь он издревле считался главным городским храмом и местом, откуда решались судьбы краснослободской земли. В его стенах молились о ее будущем, на площади перед собором традиционно собиралось общее собрание. У Святой Троицы просили помощи и благословения, отправляясь на войну. Она была покровительницей и защитницей этих мест.
Не зря Краснослободск называли малым Иерусалимом... по количеству святых мест. Где они находятся? Что сегодня располагается на них? Отчего в старой части города сегодня царит запустение? И какой выход предлагается сделать, чтобы восстановить в Краснослободске гармоничное развитие всех сфер экономики и жизни, чистым источником сил для которых является духовность общества, а значит, людей. Ответы на эти и другие вопросы даются в этом скромном издании. Раздается оно бесплатно в церкви в честь Успения Божьей Матери. Благотворитель короткого выпуска брошюр – депутат Госсобрания РМ, директор ООО «Селищинское» С.С.Ухоботов. Количество экземпляров ограничено.
Какие факты не вошли в это издание? Авторы тактично промолчали о том, что после слома 12 церквей, соборов, часовен Краснослободска, все строительные материалы, оставшиеся от них, пошли на возведение новых административных и хозяйственных зданий в городе и его пригороде. Кирпич, металл, чугун, мебель и церковная утварь приспосабливались под новые цели и задачи новой власти. Спустя больше полвека, становится понятно, почему в этих зданиях царит хаос и неразбериха: в коллективах нет взаимопонимания, а у предприятий/организаций не идут дела... Это приводит к прекращению экономической деятельности, здания разрушаются, приходя в упадок.
На фото: бывший Троицкий собор (фабрика)
Фрагмент улицы Малая Пензенская. В левом углу двухпрестольная церковь
Иоанно-Предтечинская Божьей Матери Одигитрии (находилась напротив сегодняшней налоговой инспекции).
К слову, издание готовилось к печати под руководством знаменитого саранского издателя Константина Шапкарина, питающему слабость к историческому богатому архитектурному наследию городов, что нередко отображается на страницах путеводителей, фотоальбомов и книг о Мордовии. Сам он выражает свою любовь такими строками: «Какими замечательными и гармоничными были старинные русские города сто лет назад! И какая тоска там сейчас. После поездки в Алатырь захотелось сделать "надгробный альбом" об этом прекрасном городе, оставшимся только на старых фотографиях». Кстати, подобные издания им делаются и о Краснослободске. Издатель активно сотрудничает с краснослободским историком-краеведом А.В.Лютовым. В тандеме они создают познавательные издания, проливающие свет на прошлое нашего старинного града под названием Красная Слобода, а сегодня - Краснослободска.
Будет ли он поистине красный, что значит – красивый в будущем? Если изменятся люди, проживающие в нем. Ведь каждый человек должен понимать, что его жизнь – благочестивая жизнь, добрая жизнь, порядочная, правильно устроенная в плане духовном – способствует балансу добра и общему развитию всего вокруг. Краснослободчанин – это не только частное лицо, но и социальная единица, и поэтому его поведение, конечно, отражается на социальной жизни и конкретного общества, и распространяется шире, доходит до плана космического, глобального. Его доброе поведение в жизни, морально-нравственные принципы, молитва, добро делают добрее/красивее и общество, и город. И наоборот, ненормальные, недобрые поведения, поступки, дела… несут разрушающую силу и ведут к общей стагнации.
Историография по брошюре Троицкий Собор Краснослободска
1. Беляев И. Город Краснослободск и его уезд до 1700 года//ПЕВ №19, 1867, часть неофициальная, с.568.
2. Беляев И. Эпизоды из истории г. Краснослободска и его уезда в XVIII столетии//ПЕВ №15, 1868, часть неофициальная, с.478.
3. Соколов Н. М. Историко-статическое описание Краснослободского Троицкого собора/ 1624-1894 г.г./.// ПЕВ №17, 1894, с.787.
4. Костин Н.Н. «Краткий очерк истории Краснослободского уезда и г. Краснослободска». К.1921, с.1.
5. Воронин И.Д. Красная Слобода // Достопримечательности Мордовии. С., 1967. – с.190.
6. Шаракин В. Крепость на Мокше.//Знамя труда, 145, 30/11-1991г.
7. Хвощев А.Л. Очерки истории Пензенского края, П.1922, с.16.
8. Вопросный листок для городских поселений…н.в.ф. 1166/11. Материалы переписи населения 1897 г.
9. Никольский А.С. Из Краснослободской старины, рукопись, ф. ККМ №73, с.3.
10. Соколов Н. Историко-статическое описание Краснослободского Троицкого собора/ 1624-1894 г.г./.// ПЕВ №19, 1894, с.851.
11. Лютов А. Церкви и монастыри Краснослободска// Красная Слобода № 46,47,48,49. 1993г.
12. Лемайкина Л.М., Лютов А.В. Сакральная топография русского уездного города (Саранск и Краснослободск конца XVII- начала XX века.)// Исторические и политические науки в контексте современной культурной традиции. Материалы IV Сарафгалиевских научных чтений стр. 222-243. Саранск. «Красный Октябрь». 1999г.
13. Лютов А.В. Там, где Мокша встречается с Прамой. Очерки истории
г. Краснослободска и Краснослободского уезда в XVIII –XIX веках. / ОАО Издательско – полиграфическая фирма «Воронеж». Воронеж 2007, 260 страниц.
14. Медянкин Ю.В., Саулина В.И., Лютов А.В. Святыни земли Краснослободской. Буклет. Саранск 2008.
15. Медянкин Ю.В., Саулина В.И., Лютов А.В.Краснослободск – город четырёх площадей. Краснослободск 2009, 37 с.
16. Анатолий Лютов. Краснослободск. Путеводитель по уездному городу. Саранск. Издатель Константин Шапкарин. Фонд «Открытая Мордовия» 2014.
|