Эпопея с созданием единого учебника истории бьёт рекорды по части
абсурда. Стало известно, что подготовить новый учебник истории, а
вернее, целую линейку учебников, удастся не ранее, чем через полтора-два
года. Тем не менее, начиная с нового учебного года, то есть с 1
сентября 2014-го, российских школьников будут обучать в соответствии с
новой концепцией преподавания истории, а ЕГЭ-2015 выпускники будут
сдавать, основываясь на положениях этой концепции.
Как такое возможно, спросите вы? С точки зрения главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, легко и просто. Особенно, если этого требует глава государства.
Предполагается, что 60 тысяч российских учителей истории в оставшиеся
до 1 сентября месяцы пройдут переподготовку и переаттестацию в
соответствии с новыми требованиями, после чего начнут обучать учеников
по старым учебникам, но творчески корректируя их в соответствии с
требованиями новой концепции.
Чтобы окончательно взорвать мозг учителям и ученикам, президент России Владимир Путин
заявил, что «единые подходы к истории — это не казенное и официозное
единомыслие, а единообразная логика преподавания, которая должна быть
основана на объективности, уважении к собственному прошлому и любви к
родине».
Для нормального историка, как и для любого нормального человека,
уважение к собственному прошлому и любовь к родине — вещи само собой
разумеющиеся, не требующие утверждения посредством неких концепций.
Разумеется, что у курса истории должна быть логика — это тоже не
открытие сегодняшнего дня.
Возникает логичный вопрос: а для чего тогда в принципе понадобился
единый учебник истории? По мнению президента, для того, чтобы избавить
школьный курс истории от «идеологического мусора».
Но это совершенно невозможно. История без идеологического наполнения —
всего лишь некий набор имен, мест и дат. Любой исторический учебник,
любое историческое исследование, так или иначе, базируется на некоей
мировоззренческой основе, исходя из которой оцениваются те или иные
события.
И сегодняшняя концепция преподавания истории не менее идеологически
выверена, чем прежние. В противном случае несчастным учёным мужам не
пришлось бы вымарывать из школьного курса «монголо-татарское иго», а
также придумывать абсолютно искусственный новодел под названием «Великая
русская революция».
Ну, положим, идеологическое влияние на курс школьной истории
присутствовало, присутствует и будет присутствовать во все времена и
эпохи.
Но зачем, скажите, устраивать штурмовщину, вводя новые
требования к преподаванию истории в школе, не обеспечив учителей и
учеников даже учебниками?
Несколько десятков тысяч учителей истории в этом году могут забыть об
отпусках — их жизнь превратится в самый настоящий ад. Но ещё тяжелее
придётся тем школьникам, чья сдача ЕГЭ попадает на 2015 год.
Школьные учителя истории в массе своей не скрывают, что их работа
сегодня превратилась в натаскивание на правильный результат. Умение
логически мыслить, оперировать историческими фактами и отстаивать свою
точку зрения школьникам в нынешних условиях может пригодиться только в
вузе, но чтобы туда попасть, надо на ЕГЭ четко соответствовать тем
параметрам, что заложили большие дяди из министерства. Переубедить и
что-либо доказать у ученика в нынешних условиях нет возможности.
А теперь представьте такую картину: в течение нескольких лет учитель
истории постепенно готовит школьников к ЕГЭ. И вот, когда до экзамена
остается чуть больше года, выясняется, что в соответствии с новой
концепцией отвечать на ЕГЭ нужно совершенно по-другому. В некоторых
темах изменилась даже терминология, не говоря уж об оценке тех или иных
исторических событий.
И теперь учителям предстоит чуть больше чем за полгода перестроиться
на новые рельсы, а затем менее чем за год переподготовить выпускные
классы, не имея на руках даже учебного пособия, соответствующего новым
требованиям.
Добавит ли это уважения к истории как школьному предмету? Нет.
Добавит ли это уважения к отечественной истории в целом? Нет. Добавит ли
это хаоса в головы старшеклассников? Да, безусловно.
Словом, как говорил один известный политический деятель недавнего
прошлого, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Эту фразу нужно
выбить золотом над каждым государственным учреждением современной
России, чтобы люди всегда имели перед глазами чёткий ответ на вопрос:
«Как такое возможно?».
|