Среда, 24.04.2024, 18:43 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Календарь событий
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика

Сейчас в Слободе: 4
Гостей: 4
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:
Главная » 2013 » Июнь » 25 » «70 процентов наших студентов постигают не «свои» профессии!»
11:51
«70 процентов наших студентов постигают не «свои» профессии!»
Доктор философских наук Андрей Гагаев – о главных проблемах образования и науки
Общество

Какие «реформы» на самом деле нужны российским школам и университетам? Поможет ли стране копирование западного опыта? Какая система образования является наиболее эффективной? Почему молодежь теряет способности к обучению и саморазвитию? На эти актуальные вопросы ответил доктор философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Рузаевского института машиностроения Андрей Гагаев. С одним из самых авторитетных ученых Мордовии беседовал шеф-редактор газеты «Столица С» ВЛАДИСЛАВ ГОЛУБЧИК.

…Его идеи, исследования и научные работы вызывают серьезные споры, потому что во многом опережают свое время. Его лекции пользуются большой популярностью у студентов и преподавателей. Проницательный. Непредсказуемый. Неординарный. С поразительно глубоким и нестандартным мышлением. Именно таким должен быть настоящий философ, который во всем старается дойти до самой сути и увидеть истину. Хотя не всем эта истина может понравиться. Он очень ясно и доступно говорит о самых серьезных проблемах. Прислушаемся!

Молодежь

Андрей Александрович, вы много общаетесь со студентами, знаете их настроения. Связывают ли они свое будущее с Мордовией?

— К сожалению, не все. Об этом свидетельствуют социологические опросы. Из Мордовии хотят уехать 44 % молодых людей. Соседним регионам тоже свойственно чемоданное настроение. Ульяновскую область желают покинуть 62 % молодежи, Пензенскую — 39 %. Учащиеся провинциальных вузов связывают дальнейшую жизнь с мегаполисами. Многие ищут место под солнцем за границей. С одной стороны, в Мордовии строится много новых объектов — социальных, спортивных, жилых, а с другой — люди продолжают уезжать. Вот над чем в первую очередь следует задуматься! И еще один тревожный показатель. Только 1 % выпускников вузов чувствуют себя успешными, а 16 % — частично. Лишь 12—15 % верят, что могут осуществить главную мечту своей жизни. Это данные из диссертации, в которой анализируется ситуация в поволж­ских регионах. Для молодежи в первую очередь важна самоактуализация, то есть гарантии профессионального и иерархического продвижения. Но в таких регионах, как Мордовия, они чувствуют потолок, выше которого не прыгнешь. Степеней свободы мало. В современном российском обществе жизненный успех зависит от связей, финансовых возможностей родителей и т. д. Хотя главными критериями должны быть способности и таланты. Мы живем под вывеской «демократия», но по законам феодального строя! Выпускник вуза приходит устраиваться на работу, а без стажа его не берут. Работодатели делают ставку на специалистов, имеющих практический опыт, или на родственников и знакомых. Нет понимания того, что гораздо эффективнее трудится молодой и целеустремленный человек. Он готов постоянно повышать квалификацию. С возрастом люди теряют способность переучиваться. Это научно доказанный факт. На мой взгляд, стране необходим закон о работе в соответствии с полученным дипломом...

Второе место в списке приоритетов молодых людей занимает зарплата. На что они могут рассчитывать в Мордовии? 15—20 тысяч рублей! И это при самом удачном раскладе. А в филиале какой-нибудь иностранной компании, базирующейся в более крупном регионе, только начальная ставка составляет 80—100 тысяч. Уровень зарплат по стране несопоставимый. Кстати, многие предприимчивые люди выбирают даже не московский или санкт-петербургский регионы, а, например, Нижний Новгород и Самару. Там уровень свободного бизнеса гораздо выше, чем в Мордовии.

Значит, наш регион нельзя назвать успешным?

— Определенные «внешние» достижения есть. Но условий для дальнейшего поступательного развития никто не формирует. Такая же ситуация по всей России. В свое время Жан-Жак Руссо определил очень четкий показатель благополучия региона и страны: хотят люди там жить или нет, сокращается ли их численность. Можно долго радоваться экономическим и спортивным успехам, но все это будет самообманом. Россия в прямом смысле слова вымирает — как будто мы живем в военное время! К 2050 году, по самым оптимистическим прогнозам, на территории страны может остаться до 70 миллионов человек. Что касается Мордовии, то ежегодно численность населения уменьшается на 6 тысяч человек. Республика теряет по 2 тысячи мокши и эрзи. В 68 регионах России смертность превышает рождаемость. Нет даже элементарного воспроизводства населения. За последнее десятилетие в России закрыли 20 тысяч школ. Демографическую катастрофу усугубляет неравномерное развитие страны, чего не было в дореволюционный период. Власть считает перспективными лишь 11 субъектов Федерации. Остальные живут по остаточному принципу и, чтобы свести концы с концами, вынуждены отмечать «юбилейные даты». В стране 1024 города, но почему-то особого внимания заслуживают лишь 140. Разрыв между некоторыми регионами просто катастрофический! По промышленности — в 30 раз! По социальному развитию — в 40 раз! Государство перестает выполнять свои функции, и народ деградирует. Было бы гораздо разумнее вместо 83 субъектов Федерации сформировать 12 равноценных экономических районов, способных к расширенному воспроизводству населения и в первую очередь — своих, традиционных этносов.

Школы

Главной движущей силой любой страны является образование. В последние годы только ленивый не говорит о реформировании российских школ и вузов…

— На самом деле целью нынешней «реформы» является не улучшение качества обучения, а его УДЕШЕВЛЕНИЕ. Исчезло единое федеральное учебное пространство. Делается ставка на региональный компонент, и это, на мой взгляд, совершенно неправильно. Появляются национальные учебные заведения — марийские, чувашские, татарские и т. д. Российское общество и так сильно разобщено по этническому признаку. Создание национальных школ может привести к катастрофе!.. Сейчас некоторые предметы дают детям на выбор. Я категорически против такого подхода. Ученики должны изучать основы всех мировых религий, а не выборочно — христианство, ислам или буддизм. Если мы ограничим детей только одним религиозным учением и продолжим плодить этнические школы, то через несколько лет произойдет глобальное разобщение. Страна распадется. Русский (российский) народ исчезнет. Замечу, что все наши малые народы — русские по своей генетической структуре. Их объединяют язык и культура... Еще одной массовой негативной тенденцией стало создание учебных заведений для «избранных», которые получают больше денег, чем «обыкновенные». Возникают те же грабли в виде неравномерного финансирования. Но лобачевских, менделеевых, курчатовых и королевых в стенах «элитных» гимназий и лицеев воспитать невозможно! Качество образования в московской, саранской и других школах не должно сильно отличаться. Это касается как учебных программ, так и часов обучения.

Многие эксперты говорят о деградации школьных кадров. Профессия учителя перестала быть престижной, статусной…

— К сожалению, это так. И дело здесь не только в низкой зарплате, но и в отсутствии юридической защиты. 40 % опрошенных учителей отмечают резкий рост агрессии со стороны школьников и их родителей. Еще сов­сем недавно представители этой профессии были непререкаемыми авторитетами в обществе. Теперь учитель — НИКТО! Как он, «униженный и оскорбленный», может прививать любовь к знаниям? Образовательный процесс должен приносить удовольствие — причем как ученику, так и наставнику. Только в этом случае гарантирована эффективность. Дети в прямом смысле слова боятся учиться, а учителя не хотят учить. Отсутствует творческая атмосфера. Образовательные учреждения погружены в бумажную бюрократию. На мой взгляд, школы следует отделить от государства и дать им свои налоговые базы в рамках специально созданных районных учебных округов. Школы сами должны определять свое внутреннее развитие. Естественно, с учетом федеральных образовательных стан­дартов. Вот такая реформа была бы весьма полезна... Также назову негативный метод, который ни в коем случае нельзя допускать, — подушевая оплата. То есть чем больше в классе учеников, тем больше учитель получает денег. Абсурд! Хорошего результата можно достигнуть, если один наставник будет заниматься максимум с пятью воспитанниками. Звучит утопично. Но именно так было в Европе в средние века. Тогда цивилизация пережила Возрождение! Был бум открытий и изобретений! Духовный рост! В 11—15 веках в Европе соз­дали 65 университетов, и это заложило основы для дальнейшего прогрессивного развития... Полностью согласен с нобелевским лауреатом Жоресом Алферовым, который говорит о необходимости формирования принципиально новых учительских кадров. Это очень сложный процесс. Посмотрите, кто сейчас работает в школах? Средний возраст — 55 лет. Хотя должен отметить, что образованность этой категории учителей в два раза выше, чем у их 22—24-летних коллег. Тем не менее требуется омоложение кадров. Но 80 % выпускников вузов не хотят идти в школы. А 60 % работающих учителей думают о том, как бы сменить профессию... В стране пошел процесс слияния пединститутов с университетами, который пагубно отражается на формировании педагогических кадров... Одним словом, ситуация тревожная.

Вы являетесь сторонником классического, фундаментального образования?

— Да. Причем как в школах, так и в университетах. Кстати, такая система прекрасно зарекомендовала себя в советское время. В чем ее суть? Избыточная информация, которая развивает у людей высшие психические функции и в конечном счете способствует развитию их творческого потенциала! Это консервативная система, в основе которой достижения человечества на протяжении двух-трех тысячелетий. Когда человек ощущает себя творцом, у него начинает работать главный двигатель — чувство собственного достоинства. Имея за плечами фундаментальное образование, он может справиться с любой, даже самой сложной задачей, вовремя перестроиться, переключиться на другую сферу деятельности... А сейчас все поставили с ног на голову. Нынешняя телеология (целевая направленность) школ и вузов сводится к усвоению группы дисциплин, которые входят в стандарт будущей профессии. Средние учебные заведения разделили на физико-математические, языковые и т. д.

Произошла специализация. Молодых людей заковывают в узкие рамки профильных предметов. Грубо говоря, их как обезьян натаскивают на выполнение определенных операций. Но из обезьяны никогда не получится полноценного творческого человека... Еще одной ошибкой является дробление базовых предметов — математики, биологии, физики. Посмотрите, сколько новых «мелких» дисциплин появилось! В итоге у детей размывается научный способ мышления. В то же время из школ убрали астрономию, которая отвечает за две главнейшие вещи: абстракцию целостности и синтетические суждения, то есть формирует высшие психические функции, о которых я говорил... Необходима постоянная работа по изменению содержания школьного учебного материала, но без разделения главных предметов и в соответствии с запросами современной науки. Этим никто не занимается.
Продолжение читайте в следующем номере.


http://www.stolica-s.su/new/node/1553


Категория: Новости | Просмотров: 1114 | Добавил: VETKA | Теги: студентов, процентов, профессии!», «свои», «70, не, постигают, наших | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |