| 
 
 
 Доктор философских наук Андрей Гагаев – о главных проблемах образования и науки    Какие «реформы» на самом деле нужны российским 
школам и университетам? Поможет ли стране копирование западного опыта? 
Какая система образования является наиболее эффективной? Почему молодежь
 теряет способности к обучению и саморазвитию? На эти актуальные вопросы
 ответил доктор философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных 
дисциплин Рузаевского института машиностроения Андрей Гагаев. С одним из
 самых авторитетных ученых Мордовии беседовал шеф-редактор газеты 
«Столица С» ВЛАДИСЛАВ ГОЛУБЧИК. …Его идеи, исследования и научные работы вызывают серьезные споры, 
потому что во многом опережают свое время. Его лекции пользуются большой
 популярностью у студентов и преподавателей. Проницательный. 
Непредсказуемый. Неординарный. С поразительно глубоким и нестандартным 
мышлением. Именно таким должен быть настоящий философ, который во всем 
старается дойти до самой сути и увидеть истину. Хотя не всем эта истина 
может понравиться. Он очень ясно и доступно говорит о самых серьезных 
проблемах. Прислушаемся!  МолодежьАндрей Александрович, вы много общаетесь со студентами, знаете их настроения. Связывают ли они свое будущее с Мордовией? — К сожалению, не все. Об этом свидетельствуют социологические 
опросы. Из Мордовии хотят уехать 44 % молодых людей. Соседним регионам 
тоже свойственно чемоданное настроение. Ульяновскую область желают 
покинуть 62 % молодежи, Пензенскую — 39 %. Учащиеся провинциальных вузов
 связывают дальнейшую жизнь с мегаполисами. Многие ищут место под 
солнцем за границей. С одной стороны, в Мордовии строится много новых 
объектов — социальных, спортивных, жилых, а с другой — люди продолжают 
уезжать. Вот над чем в первую очередь следует задуматься! И еще один 
тревожный показатель. Только 1 % выпускников вузов чувствуют себя 
успешными, а 
16 % — частично. Лишь 
12—15 % верят, что могут осуществить главную мечту своей жизни. Это 
данные из диссертации, в которой анализируется ситуация в поволжских 
регионах. Для молодежи в первую очередь важна самоактуализация, то есть 
гарантии профессионального и иерархического продвижения. Но в таких 
регионах, как Мордовия, они чувствуют потолок, выше которого не 
прыгнешь. Степеней свободы мало. В современном российском обществе 
жизненный успех зависит от связей, финансовых возможностей родителей и 
т. д. Хотя главными критериями должны быть способности и таланты. Мы 
живем под вывеской «демократия», но по законам феодального строя! 
Выпускник вуза приходит устраиваться на работу, а без стажа его не 
берут. Работодатели делают ставку на специалистов, имеющих практический 
опыт, или на родственников и знакомых. Нет понимания того, что гораздо 
эффективнее трудится молодой и целеустремленный человек. Он готов 
постоянно повышать квалификацию. С возрастом люди теряют способность 
переучиваться. Это научно доказанный факт. На мой взгляд, стране 
необходим закон о работе в соответствии с полученным дипломом... Второе место в списке приоритетов молодых людей занимает зарплата. На
 что они могут рассчитывать в Мордовии? 15—20 тысяч рублей! И это при 
самом удачном раскладе. А в филиале какой-нибудь иностранной компании, 
базирующейся в более крупном регионе, только начальная ставка составляет
 80—100 тысяч. Уровень зарплат по стране несопоставимый. Кстати, многие 
предприимчивые люди выбирают даже не московский или санкт-петербургский 
регионы, а, например, Нижний Новгород и Самару. Там уровень свободного 
бизнеса гораздо выше, чем в Мордовии. Значит, наш регион нельзя назвать успешным?  — Определенные «внешние» достижения есть. Но условий для дальнейшего 
поступательного развития никто не формирует. Такая же ситуация по всей 
России. В свое время Жан-Жак Руссо определил очень четкий показатель 
благополучия региона и страны: хотят люди там жить или нет, сокращается 
ли их численность. Можно долго радоваться экономическим и спортивным 
успехам, но все это будет самообманом. Россия в прямом смысле слова 
вымирает — как будто мы живем в военное время! К 2050 году, по самым 
оптимистическим прогнозам, на территории страны может остаться до 70 
миллионов человек. Что касается Мордовии, то ежегодно численность 
населения уменьшается на 6 тысяч человек. Республика теряет по 2 тысячи 
мокши и эрзи. В 68 регионах России смертность превышает рождаемость. Нет
 даже элементарного воспроизводства населения. За последнее десятилетие в
 России закрыли 20 тысяч школ. Демографическую катастрофу усугубляет 
неравномерное развитие страны, чего не было в дореволюционный период. 
Власть считает перспективными лишь 11 субъектов Федерации. Остальные 
живут по остаточному принципу и, чтобы свести концы с концами, вынуждены
 отмечать «юбилейные даты». В стране 1024 города, но почему-то особого 
внимания заслуживают лишь 140. Разрыв между некоторыми регионами просто 
катастрофический! По промышленности — в 30 раз! По социальному развитию —
 в 40 раз! Государство перестает выполнять свои функции, и народ 
деградирует. Было бы гораздо разумнее вместо 83 субъектов Федерации 
сформировать 12 равноценных экономических районов, способных к 
расширенному воспроизводству населения и в первую очередь — своих, 
традиционных этносов. ШколыГлавной движущей силой любой страны является 
образование. В последние годы только ленивый не говорит о реформировании
 российских школ и вузов…  — На самом деле целью нынешней «реформы» является не улучшение 
качества обучения, а его УДЕШЕВЛЕНИЕ. Исчезло единое федеральное учебное
 пространство. Делается ставка на региональный компонент, и это, на мой 
взгляд, совершенно неправильно. Появляются национальные учебные 
заведения — марийские, чувашские, татарские и т. д. Российское общество и
 так сильно разобщено по этническому признаку. Создание национальных 
школ может привести к катастрофе!.. Сейчас некоторые предметы дают детям
 на выбор. Я категорически против такого подхода. Ученики должны изучать
 основы всех мировых религий, а не выборочно — христианство, ислам или 
буддизм. Если мы ограничим детей только одним религиозным учением и 
продолжим плодить этнические школы, то через несколько лет произойдет 
глобальное разобщение. Страна распадется. Русский (российский) народ 
исчезнет. Замечу, что все наши малые народы — русские по своей 
генетической структуре. Их объединяют язык и культура... Еще одной 
массовой негативной тенденцией стало создание учебных заведений для 
«избранных», которые получают больше денег, чем «обыкновенные». 
Возникают те же грабли в виде неравномерного финансирования. Но 
лобачевских, менделеевых, курчатовых и королевых в стенах «элитных» 
гимназий и лицеев воспитать невозможно! Качество образования в 
московской, саранской и других школах не должно сильно отличаться. Это 
касается как учебных программ, так и часов обучения. Многие эксперты говорят о деградации школьных кадров. Профессия учителя перестала быть престижной, статусной…  — К сожалению, это так. И дело здесь не только в низкой зарплате, но и
 в отсутствии юридической защиты. 40 % опрошенных учителей отмечают 
резкий рост агрессии со стороны школьников и их родителей. Еще совсем 
недавно представители этой профессии были непререкаемыми авторитетами в 
обществе. Теперь учитель — НИКТО! Как он, «униженный и оскорбленный», 
может прививать любовь к знаниям? Образовательный процесс должен 
приносить удовольствие — причем как ученику, так и наставнику. Только в 
этом случае гарантирована эффективность. Дети в прямом смысле слова 
боятся учиться, а учителя не хотят учить. Отсутствует творческая 
атмосфера. Образовательные учреждения погружены в бумажную бюрократию. 
На мой взгляд, школы следует отделить от государства и дать им свои 
налоговые базы в рамках специально созданных районных учебных округов. 
Школы сами должны определять свое внутреннее развитие. Естественно, с 
учетом федеральных образовательных стандартов. Вот такая реформа была 
бы весьма полезна... Также назову негативный метод, который ни в коем 
случае нельзя допускать, — подушевая оплата. То есть чем больше в классе
 учеников, тем больше учитель получает денег. Абсурд! Хорошего 
результата можно достигнуть, если один наставник будет заниматься 
максимум с пятью воспитанниками. Звучит утопично. Но именно так было в 
Европе в средние века. Тогда цивилизация пережила Возрождение! Был бум 
открытий и изобретений! Духовный рост! В 11—15 веках в Европе создали 
65 университетов, и это заложило основы для дальнейшего прогрессивного 
развития... Полностью согласен с нобелевским лауреатом Жоресом 
Алферовым, который говорит о необходимости формирования принципиально 
новых учительских кадров. Это очень сложный процесс. Посмотрите, кто 
сейчас работает в школах? Средний возраст — 55 лет. Хотя должен 
отметить, что образованность этой категории учителей в два раза выше, 
чем у их 22—24-летних коллег. Тем не менее требуется омоложение кадров. 
Но 80 % выпускников вузов не хотят идти в школы. А 60 % работающих 
учителей думают о том, как бы сменить профессию... В стране пошел 
процесс слияния пединститутов с университетами, который пагубно 
отражается на формировании педагогических кадров... Одним словом, 
ситуация тревожная. Вы являетесь сторонником классического, фундаментального образования?  — Да. Причем как в школах, так и в университетах. Кстати, такая 
система прекрасно зарекомендовала себя в советское время. В чем ее суть?
 Избыточная информация, которая развивает у людей высшие психические 
функции и в конечном счете способствует развитию их творческого 
потенциала! Это консервативная система, в основе которой достижения 
человечества на протяжении двух-трех тысячелетий. Когда человек ощущает 
себя творцом, у него начинает работать главный двигатель — чувство 
собственного достоинства. Имея за плечами фундаментальное образование, 
он может справиться с любой, даже самой сложной задачей, вовремя 
перестроиться, переключиться на другую сферу деятельности... А сейчас 
все поставили с ног на голову. Нынешняя телеология (целевая 
направленность) школ и вузов сводится к усвоению группы дисциплин, 
которые входят в стандарт будущей профессии. Средние учебные заведения 
разделили на физико-математические, языковые и т. д. Произошла специализация. Молодых людей заковывают в узкие рамки 
профильных предметов. Грубо говоря, их как обезьян натаскивают на 
выполнение определенных операций. Но из обезьяны никогда не получится 
полноценного творческого человека... Еще одной ошибкой является 
дробление базовых предметов — математики, биологии, физики. Посмотрите, 
сколько новых «мелких» дисциплин появилось! В итоге у детей размывается 
научный способ мышления. В то же время из школ убрали астрономию, 
которая отвечает за две главнейшие вещи: абстракцию целостности и 
синтетические суждения, то есть формирует высшие психические функции, о 
которых я говорил... Необходима постоянная работа по изменению 
содержания школьного учебного материала, но без разделения главных 
предметов и в соответствии с запросами современной науки. Этим никто не 
занимается. Продолжение читайте в следующем номере.
 
 http://www.stolica-s.su/new/node/1553
 
 |