Доктор философских наук Андрей Гагаев – о главных проблемах образования и науки
Какие «реформы» на самом деле нужны российским
школам и университетам? Поможет ли стране копирование западного опыта?
Какая система образования является наиболее эффективной? Почему молодежь
теряет способности к обучению и саморазвитию? На эти актуальные вопросы
ответил доктор философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных
дисциплин Рузаевского института машиностроения Андрей Гагаев. С одним из
самых авторитетных ученых Мордовии беседовал шеф-редактор газеты
«Столица С» ВЛАДИСЛАВ ГОЛУБЧИК.
…Его идеи, исследования и научные работы вызывают серьезные споры,
потому что во многом опережают свое время. Его лекции пользуются большой
популярностью у студентов и преподавателей. Проницательный.
Непредсказуемый. Неординарный. С поразительно глубоким и нестандартным
мышлением. Именно таким должен быть настоящий философ, который во всем
старается дойти до самой сути и увидеть истину. Хотя не всем эта истина
может понравиться. Он очень ясно и доступно говорит о самых серьезных
проблемах. Прислушаемся!
Молодежь
Андрей Александрович, вы много общаетесь со студентами, знаете их настроения. Связывают ли они свое будущее с Мордовией?
— К сожалению, не все. Об этом свидетельствуют социологические
опросы. Из Мордовии хотят уехать 44 % молодых людей. Соседним регионам
тоже свойственно чемоданное настроение. Ульяновскую область желают
покинуть 62 % молодежи, Пензенскую — 39 %. Учащиеся провинциальных вузов
связывают дальнейшую жизнь с мегаполисами. Многие ищут место под
солнцем за границей. С одной стороны, в Мордовии строится много новых
объектов — социальных, спортивных, жилых, а с другой — люди продолжают
уезжать. Вот над чем в первую очередь следует задуматься! И еще один
тревожный показатель. Только 1 % выпускников вузов чувствуют себя
успешными, а
16 % — частично. Лишь
12—15 % верят, что могут осуществить главную мечту своей жизни. Это
данные из диссертации, в которой анализируется ситуация в поволжских
регионах. Для молодежи в первую очередь важна самоактуализация, то есть
гарантии профессионального и иерархического продвижения. Но в таких
регионах, как Мордовия, они чувствуют потолок, выше которого не
прыгнешь. Степеней свободы мало. В современном российском обществе
жизненный успех зависит от связей, финансовых возможностей родителей и
т. д. Хотя главными критериями должны быть способности и таланты. Мы
живем под вывеской «демократия», но по законам феодального строя!
Выпускник вуза приходит устраиваться на работу, а без стажа его не
берут. Работодатели делают ставку на специалистов, имеющих практический
опыт, или на родственников и знакомых. Нет понимания того, что гораздо
эффективнее трудится молодой и целеустремленный человек. Он готов
постоянно повышать квалификацию. С возрастом люди теряют способность
переучиваться. Это научно доказанный факт. На мой взгляд, стране
необходим закон о работе в соответствии с полученным дипломом...
Второе место в списке приоритетов молодых людей занимает зарплата. На
что они могут рассчитывать в Мордовии? 15—20 тысяч рублей! И это при
самом удачном раскладе. А в филиале какой-нибудь иностранной компании,
базирующейся в более крупном регионе, только начальная ставка составляет
80—100 тысяч. Уровень зарплат по стране несопоставимый. Кстати, многие
предприимчивые люди выбирают даже не московский или санкт-петербургский
регионы, а, например, Нижний Новгород и Самару. Там уровень свободного
бизнеса гораздо выше, чем в Мордовии.
Значит, наш регион нельзя назвать успешным?
— Определенные «внешние» достижения есть. Но условий для дальнейшего
поступательного развития никто не формирует. Такая же ситуация по всей
России. В свое время Жан-Жак Руссо определил очень четкий показатель
благополучия региона и страны: хотят люди там жить или нет, сокращается
ли их численность. Можно долго радоваться экономическим и спортивным
успехам, но все это будет самообманом. Россия в прямом смысле слова
вымирает — как будто мы живем в военное время! К 2050 году, по самым
оптимистическим прогнозам, на территории страны может остаться до 70
миллионов человек. Что касается Мордовии, то ежегодно численность
населения уменьшается на 6 тысяч человек. Республика теряет по 2 тысячи
мокши и эрзи. В 68 регионах России смертность превышает рождаемость. Нет
даже элементарного воспроизводства населения. За последнее десятилетие в
России закрыли 20 тысяч школ. Демографическую катастрофу усугубляет
неравномерное развитие страны, чего не было в дореволюционный период.
Власть считает перспективными лишь 11 субъектов Федерации. Остальные
живут по остаточному принципу и, чтобы свести концы с концами, вынуждены
отмечать «юбилейные даты». В стране 1024 города, но почему-то особого
внимания заслуживают лишь 140. Разрыв между некоторыми регионами просто
катастрофический! По промышленности — в 30 раз! По социальному развитию —
в 40 раз! Государство перестает выполнять свои функции, и народ
деградирует. Было бы гораздо разумнее вместо 83 субъектов Федерации
сформировать 12 равноценных экономических районов, способных к
расширенному воспроизводству населения и в первую очередь — своих,
традиционных этносов.
Школы
Главной движущей силой любой страны является
образование. В последние годы только ленивый не говорит о реформировании
российских школ и вузов…
— На самом деле целью нынешней «реформы» является не улучшение
качества обучения, а его УДЕШЕВЛЕНИЕ. Исчезло единое федеральное учебное
пространство. Делается ставка на региональный компонент, и это, на мой
взгляд, совершенно неправильно. Появляются национальные учебные
заведения — марийские, чувашские, татарские и т. д. Российское общество и
так сильно разобщено по этническому признаку. Создание национальных
школ может привести к катастрофе!.. Сейчас некоторые предметы дают детям
на выбор. Я категорически против такого подхода. Ученики должны изучать
основы всех мировых религий, а не выборочно — христианство, ислам или
буддизм. Если мы ограничим детей только одним религиозным учением и
продолжим плодить этнические школы, то через несколько лет произойдет
глобальное разобщение. Страна распадется. Русский (российский) народ
исчезнет. Замечу, что все наши малые народы — русские по своей
генетической структуре. Их объединяют язык и культура... Еще одной
массовой негативной тенденцией стало создание учебных заведений для
«избранных», которые получают больше денег, чем «обыкновенные».
Возникают те же грабли в виде неравномерного финансирования. Но
лобачевских, менделеевых, курчатовых и королевых в стенах «элитных»
гимназий и лицеев воспитать невозможно! Качество образования в
московской, саранской и других школах не должно сильно отличаться. Это
касается как учебных программ, так и часов обучения.
Многие эксперты говорят о деградации школьных кадров. Профессия учителя перестала быть престижной, статусной…
— К сожалению, это так. И дело здесь не только в низкой зарплате, но и
в отсутствии юридической защиты. 40 % опрошенных учителей отмечают
резкий рост агрессии со стороны школьников и их родителей. Еще совсем
недавно представители этой профессии были непререкаемыми авторитетами в
обществе. Теперь учитель — НИКТО! Как он, «униженный и оскорбленный»,
может прививать любовь к знаниям? Образовательный процесс должен
приносить удовольствие — причем как ученику, так и наставнику. Только в
этом случае гарантирована эффективность. Дети в прямом смысле слова
боятся учиться, а учителя не хотят учить. Отсутствует творческая
атмосфера. Образовательные учреждения погружены в бумажную бюрократию.
На мой взгляд, школы следует отделить от государства и дать им свои
налоговые базы в рамках специально созданных районных учебных округов.
Школы сами должны определять свое внутреннее развитие. Естественно, с
учетом федеральных образовательных стандартов. Вот такая реформа была
бы весьма полезна... Также назову негативный метод, который ни в коем
случае нельзя допускать, — подушевая оплата. То есть чем больше в классе
учеников, тем больше учитель получает денег. Абсурд! Хорошего
результата можно достигнуть, если один наставник будет заниматься
максимум с пятью воспитанниками. Звучит утопично. Но именно так было в
Европе в средние века. Тогда цивилизация пережила Возрождение! Был бум
открытий и изобретений! Духовный рост! В 11—15 веках в Европе создали
65 университетов, и это заложило основы для дальнейшего прогрессивного
развития... Полностью согласен с нобелевским лауреатом Жоресом
Алферовым, который говорит о необходимости формирования принципиально
новых учительских кадров. Это очень сложный процесс. Посмотрите, кто
сейчас работает в школах? Средний возраст — 55 лет. Хотя должен
отметить, что образованность этой категории учителей в два раза выше,
чем у их 22—24-летних коллег. Тем не менее требуется омоложение кадров.
Но 80 % выпускников вузов не хотят идти в школы. А 60 % работающих
учителей думают о том, как бы сменить профессию... В стране пошел
процесс слияния пединститутов с университетами, который пагубно
отражается на формировании педагогических кадров... Одним словом,
ситуация тревожная.
Вы являетесь сторонником классического, фундаментального образования?
— Да. Причем как в школах, так и в университетах. Кстати, такая
система прекрасно зарекомендовала себя в советское время. В чем ее суть?
Избыточная информация, которая развивает у людей высшие психические
функции и в конечном счете способствует развитию их творческого
потенциала! Это консервативная система, в основе которой достижения
человечества на протяжении двух-трех тысячелетий. Когда человек ощущает
себя творцом, у него начинает работать главный двигатель — чувство
собственного достоинства. Имея за плечами фундаментальное образование,
он может справиться с любой, даже самой сложной задачей, вовремя
перестроиться, переключиться на другую сферу деятельности... А сейчас
все поставили с ног на голову. Нынешняя телеология (целевая
направленность) школ и вузов сводится к усвоению группы дисциплин,
которые входят в стандарт будущей профессии. Средние учебные заведения
разделили на физико-математические, языковые и т. д.
Произошла специализация. Молодых людей заковывают в узкие рамки
профильных предметов. Грубо говоря, их как обезьян натаскивают на
выполнение определенных операций. Но из обезьяны никогда не получится
полноценного творческого человека... Еще одной ошибкой является
дробление базовых предметов — математики, биологии, физики. Посмотрите,
сколько новых «мелких» дисциплин появилось! В итоге у детей размывается
научный способ мышления. В то же время из школ убрали астрономию,
которая отвечает за две главнейшие вещи: абстракцию целостности и
синтетические суждения, то есть формирует высшие психические функции, о
которых я говорил... Необходима постоянная работа по изменению
содержания школьного учебного материала, но без разделения главных
предметов и в соответствии с запросами современной науки. Этим никто не
занимается.
Продолжение читайте в следующем номере.
http://www.stolica-s.su/new/node/1553
|