Спросите детей: что они любят больше всего? Где-нибудь между мороженым и катанием на самокате вам обязательно назовут мультики.По существу лучшие отечественные мультфильмы – это маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы не просто показывают “положительных” кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека.
Например, довольно старый (1975 год) мультфильм “Волшебный мешочек”(реж. А. Полушкин, “Куйбышевтелефильм”). Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и наконец решается на педагогический эксперимент: “Раз тебе хочется озорничать – озорничай! Ни слова от меня не услышишь. Но сначала наполни этот мешочек камешками”. Ура! Да здравствуют проказы! Но оказывается, камешек можно положить в мешочек, только если сделаешь доброе дело. Ивашка немного скисает, но – делать нечего. Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то. Мешочек, висящий на дереве, постепенно становится все тяжелее. Неизвестно, сколько времени прошло, но он наконец-то стал полным. Долгожданная свобода: “Эх, и развернусь я теперь!” Но увидел вдруг юный медведь, как лиса беспомощно чинит забор. “Ну ладно, с завтрашнего дня буду делать, что захочу” – и помчался помогать лисе. В другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.
Есть известный духовный закон: когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце. В “медвежьем” педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал. Но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не “класть камешек” себе в зачет). Но если сердце не воспитано – надо же с чего-то начинать?
* * *
Бывает, что “подсчет своих камешков” становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Как объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но – исключительно из надежды на похвалу?
Тут очень помог бы способ “от противного”, когда опасная черта “окарикатуривается” и выглядит явно смешно и неприглядно. Маленькую прививку от тщеславия обеспечит мультфильм “Самый маленький гном” (реж. М. Каменецкий, “Союзмультфильм”). Он тоже – о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят… Есть в этом мультфильме замечательный образ одного “спасателя”. В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уносит петушка – золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасает петушка его друг – кот. Заслуг у кота накопилось очень много. Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, кот лежит на постаменте “Спасителю петуха” и диктует мыши-секретарю мемуары: “Последний раз я спасал петуха зимой. Жара страшная…” На этот раз спасать петушка от лисы кот отказался: сколько можно? Да и некогда. И место на постаменте могут занять, пока бегаешь.
Кстати, мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом – самый-самый маленький! А значит, если кому-то нужна помощь, “малый рост” – не помеха.
* * *
Вообще в мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм “Самый большой друг” (реж. П. Носов, “Союзмультфильм”). Из родных широт он переносит нас в загадочную Африку, где живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями – щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует, естественно, бегемот.
Ну, злому крокодилу вся эта дружба поперек горла стала. Девочку, конечно, он решил съесть: нет человека – нет проблемы. Не очень крупные друзья ее все время выручали, а вот бегемот в критический момент поступил по-свински: отбежал подальше и стал кричать испуганным голосом: “Я бы рад тебе помочь, но я не могу: крокодил может схватить меня, и тогда у тебя не будет такого большого друга!”
Мультфильм (который кончается, конечно, хорошо) очень доходчив даже для самых маленьких. В конце девочка “на пальцах” объясняет бегемоту: “Посмотри, какие они маленькие, а все они мои большие друзья. А ты такой большой – и бросил меня в беде! Значит, ты мне совсем не друг, и у-хо-ди!”
Для этого “ты мне не друг, и у-хо-ди!” найдена какая-то совершенно чудесная интонация – не злая и не обидная, а – детская, подслушанная в песочнице. Взаправдошная. Ну и бегемоту ничего не остается делать, как плакать в три ручья. Зато мы все поняли, кто здесь самый большой друг и как вообще нужно дружить.
* * *
Ну, хорошо, с этим все понятно: друзьям надо помогать. И еще за слабых заступаться и спасать их, как гном Вася. Но как быть, когда в беду попадает как бы… враг? Ну, то есть совсем крокодил?
Крокодил, кстати, довольно “разработанный” герой мультфильмов. Еще один крокодилий характер есть в мультфильме “Птичка Тари” (реж. Г. Сокольский, “Союзмультфильм”). У этого крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому как к нему относились – можно не объяснять.
“Но самое страшное (зрители напрягаются) было то, что он один во всей Африке не чистил зубы”. Зря смеетесь. Когда у крокодила разболелись зубы, он страдает так реалистично, что вздрагиваешь от воспоминаний собственных “зубных” историй: и из воды-то он до неба подпрыгивает, и в песок закапывается, и причитает жалобно, и большие крокодильи слезы текут по его несчастной морде.
Джунгли счастливы, звери смеются: страшный крокодил наказан! И вот прилетает птичка Тари и дает первый урок. “Как вам не стыдно! – возмущается она. – Ему больно, он плачет!” Страшный, неприветливый, но какое это имеет значение, если ему больно?
“Да он сам виноват! Он не чистит зубы!” – галдит африканская фауна. А крокодил-то зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. “Вот если б кто- нибудь мне почистил зубы!” (Звери: “Дураков нет!”) Может, поэтому крокодил и был такой злой? Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить скопившийся в крокодиловой пасти мусор (ракушки, страусиные перья, мячик, больной зуб…), и крокодил впервые в жизни сказал доброе слово: “Большое спасибо тебе, добрая птичка Тари!” Все только рты разинули.
* * *
Птичка Тари в общем-то сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее твоей безопасности и даже жизни. Причем мультфильм может рассказать об этом не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки. Такой, например, как “Лоскутик и облако” (реж. Р. Страйтмане, “Экран”). Вообще-то, эта сказка сначала была книжной, написала ее Софья Прокофьева, но мультфильм все же – дело другое. Кроме того что в мультфильме все “как живое”, в нем есть еще и запоминающиеся веселые песенки (кстати, на стихи классика ХХ века Д. Самойлова). Уже и мультфильм забудется, растворится в душе, а песенка про кашу: “Молоко кипит в горшочке, соли надо бы, дружочки!” – вспомнится и вытянет за собой всю эту сказочную историю.
Лоскутик – это девочка, живущая в засушливом королевстве, где вода принадлежит королю и продается за деньги. А облако прилетело сюда по своим личным делам. Лоскутик и облачко подружились. Облако было довольно беспечное и легкомысленное, попадало в разные истории и совершенно себя не берегло: по пути чуть не погибло, потому что напоило бездомных собак, ворону, засохшее картофельное поле… Так оно и разбазаривает себя, а в конце проливается веселым дождиком.
Лоскутик тоже умеет самоотверженно дружить и жертвовать собой, не задумываясь о последствиях. Лишний раз убеждаешься, что добрые удивительно нерасчетливы.
Но Лоскутик иногда отказывала облаку в помощи. Когда для фокуса с превращениями облачку нужно было поплакать, оно попросило девочку: “Огорчи меня! Скажи, например: “Я тебя не люблю”. Для дела ведь нужно! Но на половине фразы Лоскутик сломалась и заупрямилась: “Я не могу”. – “Но это же понарошку!” – “И понарошку не могу”. И ведь не потому, что Лоскутик – патологически правдивая девочка: чтобы спасти облако, она обманула и королевского повара, и добрую Барбацуцу. Просто есть слишком нешуточные слова, которые не выговариваются даже в шутку.
* * *
Воспитание мультипликацией – тема, по-моему, неисчерпаемая. Ужасно хочется вспомнить еще и мультфильм “Про лень”, и “Нехочуху”, и любимый “Пони бегает по кругу”. И “Каникулы Бонифация” Ф. Хитрука (“Союзмультфильм”) – одну из самых пронзительных и глубоких мультипликационных историй-притч. Ею и закончим.
События мультфильма происходят опять в Африке. Для мультипликации Африка – излюбленное место действия: она создает необходимую для притчи отстраненность от текущего момента. И вот мы отвлекаемся от самих себя, чтобы вернуться и подойти к себе с неизвестной стороны.
Кто не помнит, Бонифаций – это лев, которого за образцовую работу в цирке впервые отпустили на каникулы. Куда ехать на каникулы, как не к бабушке? И Бонифаций поехал к бабушке, в Африку. Он надеялся, что там исполнится его мечта, и он поймает маленькую золотую рыбку.
Когда после трогательной встречи с бабушкой Бонифаций, взяв сачок, направляется к озеру, то по дороге он встречает маленькую африканскую девочку. И показывает ей цирковой фокус. Девочка никогда не видела цирк. Как и другие африканские дети, с которыми она вскоре догоняет Бонифация на пути к озеру. Бонифацию так и не удалось поймать рыбку ни в этот день, ни в следующие, потому что он каждый день с рассвета до вечера давал представления детям. Но стоило ему на секунду задуматься – и перед глазами опять возникало озеро с золотой рыбкой, которое ждало его в каких-то двух шагах, но так и не дождалось.
Каникулы, как всегда, кончились внезапно. Бабушка Бонифация и влюбленные в него дети провожают его на пароход. Засмотревшись на них, Бонифаций шагает мимо палубы, но – цирковая школа! – ловко выбирается из воды на корабль. А из-под связанного бабушкой свитера вдруг достает… золотую рыбку. И отпускает ее в море.
Почти бессловесная сказка вмещает в себя столько важного – и о призвании, и о способности жертвовать самым дорогим ради других, и о том, что наше свободное время – совсем не наше, и о том, чего искать в жизни прежде всего, а что – приложится само.
|