Ведет занятие Е.В.Сайкин.
Недавно на форуме стратегических инициатив, когда восьми губернаторам регионов был задан вопрос: каким вы видите будущее своего региона в 2025 году и что собираетесь делать для того, чтобы это будущее наступило, одним из первых и главных ответов был таким: «Большое значение для развития экономики региона имеет привитие любви к технологиям со школьной скамьи». Проекты по внедрению робототехники и 3D-моделированию они назвали одним из основных драйверов увлечения школьников технологиями будущего. Опыт создания детских технопарков, научно-техническое творчество детей сегодня называют прямыми инвестициями в человека и его компетенции, в умение предвосхищать и созидать будущее. Всеобщие усилия направлены на создание условий и среды для максимальной реализации возможностей и способностей будущих граждан. Как в гуманитарном, так и в техническом направлении. И, если в первопрестольной, клубы робототехники становятся перспективными и популярными бизнес-проектами, то у нас, робототехника активно развивается в виде кружковой работы.
Например, в конце июля делегация от нашего района посетила инновационный центр «Сколково». Целью визита стало развитие партнерских отношений для реализации новейших передовых разработок. Помимо договоренности об установлении сотрудничества в рамках федеральной сети экспериментальных площадок по робототехнике, делегация посетила Лабораторию интеллектуальных технологий Центра молодежного инновационного творчества «Лаборатория Робототехники «РобоSkарт», ознакомилась с новейшими научно-техническими разработками компании. Руководители двух творческих объединений «Робототехника» в Доме детского творчества (Е.В.Сайкин) и в Гуменской школе (руководитель А.А.Шипелкин) также посетили много московских детсадов, школ и клубов, чтобы в этом учебном году дать новый импульс развитию робототехники в Краснослободском районе.
Например, в городе в Доме детского творчества второй год возле себя собирает самых продвинутых ребят Е.В.Сайкин. Выпускник биолого-химического факультета МГПИ имени Евсевьева, став педагогом дополнительного образования ДДТ, Евгений Васильевич сам с интересом осваивает и продвигает в детские массы столь большое техническое направление. Говорит, что школяры им быстро зажигаются, но для глубокого ознакомления и серьезных занятий, нужно формирование определенного понятия всего происходящего и у родителей.
- Школьникам робототехника, действительно, нужна и важна, и что самое главное - она интересна. Я не встретил ни одного ребенка, который бы, попробовав ей заниматься, отказался и заявил, что это скучно. Образовательный потенциал этой сферы огромен. Развить у детей пространственное мышление, конструктивизм, инженерную мысль в рамках стандартной школьной программы не всегда удается. Занимаясь же робототехникой, ребенку даже не придется заучивать и вникать в механику как раздел физики, стереометрию, геометрию, он будет на уровне интуиции понимать многие процессы, представлять модель и учиться с ней работать. Это новая эта в развитии образования, межпредметного взаимодействия, - рассказывал он нам. - Подчеркиваю, если школьник даже не станет инженером, навыки робототехники ему обязательно пригодятся. Если ребенок воплотил идею, создал прототип, даже в игровой модели, то у него не будет боязни продолжать что-то придумывать, изобретать, появится уверенность в себе. Основа любого прогресса - люди, знающие, что их труд приносит пользу. - С чего начинаем? Имеем робототехничекие конструкторы двух видов, - продолжает Евгений Васильевич. - По сути, это комплекс деталей с датчиками и микрокомпьютерами. В соответствии с поставленными целями и инструкциями, мы с детьми собираем конструкции робота. К примеру, он может не просто двигаться, но и делать, что угодно. Вот сейчас, в частности, ребята готовят проект – робот распознает изменения обстановки под собой и проводит имитацию бурения. В принципе, можно сделать любого робота, который, к примеру, нужен в городе для общехозяйственных нужд. Первый этап, как игрушку собрать конструкцию робота, вторая и уже большая задача – изучить и погрузиться в его программирование, то есть на практике в игре понять саму логику программирования. Ресурсных наборов много: светодиоды, моторы, кнопки, датчики… Это целая большая образовательная система в части механики, электроники, программирования, то есть детям даем основу всех основ, техническую базу инженерной мысли.
Идем ли мы дальше? Мы уже и производим! На новеньком 3Д-принтере «распечатываем» объемные предметы из пластика. Как вы понимаете, можем сделать, что угодно, главное, смодулировать нужную вещь. В данном случае, мы «штампуем» любые детали для роботов – шестерни, колеса… По отдельности они не продаются, нужно закупать только комплектами, а это дорого и не нужно. Поэтому мы и стали первыми у нас работать на 3Д-принтере. Сейчас «распечатали» колеса разного формата, чтобы на практике посмотреть зависимость диаметра колеса на время прохождения пути. Это с практической точки зрения интересно. Эксперимент. Изучение чего-то нового. Одновременно готовимся и к республиканским соревнованиям, где дети покажут свои знания и навыки из самых разных школьных предметов - математики, физики, технологии и информатики. Вообще, состязания по робототехнике – это уникальная возможность развить в себе необходимые навыки творческого и критического мышления, решения задач с ограниченными ресурсами, обработки и усвоения информации. Ребята развивают и свои коммуникативные компетенции, учатся работать в группе, коллективно принимать решения, находя компромисс и добиваясь поставленной цели. А это уже как один из эффективнейших вариантов организации проектной научной деятельности учеников. При этом ребенок получает то, чего так часто не хватает в обычной школе, - возможность изучать предметы практически, решая задачи, связанные с реальной жизнью.
Поэтому сегодня столь велик интерес к робототехническим соревнованиям и олимпиадам. Специалисты из самых разных областей кричат о недостатке инженерных кадров. Задача модернизации инженерного образования, развития инженерии, вовлечения в профессию молодых специалистов – острый вопрос конкурентоспособности нашей страны. И согласитесь, наконец. Дети пропадают за компьютерными и телефонными играми. Их надо отвлечь. Они быстро привыкают к гаджетам, а взрослых, сформировавшихся специалистов все сложнее и сложнее переучивать. Благодаря совмещению этих двух факторов повсеместно наблюдается стремительный рост интереса к образовательной робототехнике. Все, кто этим занимаются умышленно или неумышленно, в конечном счете работают на инновационно-технические кадры России.
|