Вечером 9 апреля многие жители Саранска увидели на улицах необычный патруль. Бравые молодцы в форме Волжского казачьего войска вместе с сотрудниками полиции патрулировали улицы столицы республики. Кто-то удивленно оглядывался, кто-то улыбался, но горожане сошлись в мнении, что казаки смогут помочь в наведении порядка на улицах. К слову сказать, первый день патрулирования обошелся без происшествий.
В начале апреля Саранское хуторское казачье общество «Троицкое» заключило соглашение с городской администрацией и Управлением Министерства внутренних дел России по Саранску о патрулировании улиц. В дальнейшем казаки планируют наладить сотрудничество с участковыми уполномоченными полиции, ПДН, ГИБДД И УФСИН.
- Именно казаки построили Саранскую крепость, гарнизон состоял из казаков, стрельцов и пушкарей, - рассказывает атаман Владимир Ковинько, казачий чин которого - войсковой старшина. - И мы хотим участвовать в общественной жизни города, нести службу во благо России.
В Саранске и сегодня проживают многие потомки первых поселенцев крепости – сторожевых казаков. Наиболее распространенные фамилии их: Свитины, Плодухины, Маскинсковы, Нищевы, Комаровы, Лукины, Холоповы, Воронины, Елховиковы, Новокрещеновы, Егуновы, Лаптевы, Зотовы, Щетинины, Вельяниновы, Трубчиковы, Спиридоновы, Преснухины, Переплётчиковы, Свешниковы, Калашниковы, Алаторцевы, Калмыковы, Селезнёвы.
Казаки в Мордовии будут также, по заключенному с Министерством лесного хозяйства РМ соглашению, охранять заказники в Ичалковском, Краснослободском, Ельниковском и Темниковском районах
Хуторские казаки принимают непосредственное участие в возведении храмов в селе Лаврентьево Темниковского района и селе Троицк Ичалковского района. Активное участие в строительстве принимают казаки Валерий Швецов с сыновьями Андреем и Евгением. Да-да, наш именитый параолимпиец Евгений Швецов - волжский казак!
Как стать казаком?
- Привилегия на стороне казаков по роду-племени, - продолжает Владимир Ковинько, - но таковых в Мордовии не так уж много осталось.
Одним из родовых казаков является подъесаул Сергей Николаевич Маскинсков, чьи предки являются основателями Саранской крепости в 1641 году.
Как рассказали саранские хуторские казаки, кандидат должен пройти срочную службу в армии, предпочтение отдается офицерам, военным в отставке. Членами казачьих обществ могут быть православные граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, разделяющие идеи казачества, изучившие и признающие устав казачьего общества. Кандидат должен написать заявление атаману, заручиться поручительством двух казаков. На общем собрании кандидатура «новобранца» обсуждается, и если она одобрена большинством голосов, казак принимает присягу на Евангелии в храме, в присутствии священника. После присяги новоиспеченный казак получает удостоверение. В штабе на каждого члена казачьего общества оформляется личное дело. Кстати, жена и дети казака зачисляются в списки казачьего общества автоматически, если нет возражений со стороны членов семьи.
Казак должен соблюдать Устав казачьего общества, за нарушение которого можно лишиться своего статуса.
- А какие привилегии есть у казаков? - спрашиваем мы.
- Служить Родине и умереть с достоинством!
Уже скоро казаки приступят к формированию городского, а затем и республиканского реестра, который, в свою очередь, войдет во всероссийский реестр казаков.
На сегодня в хуторском казачьем обществе «Троицкое» состоят 34 человека, среди них две казачки - Ольга Чугунова и Алена Хоружая. Казачки обязаны соблюдать устав, им также полагается носить форму.
Казачий атаман - выборная должность. Атамана выбирают на круге (общее собрание) большинством голосов, срок полномочий - 5 лет. Правда, при утрате доверия его могут переизбрать. Атаман представляет интересы казаков в государственных, судебных и иных инстанциях.
Кандидат на должность атамана должен быть гражданином Российской Федерации не моложе 30 лет и не старше 70 лет, пользоваться доверием и уважением казаков, обладать организаторскими способностями, высокой нравственностью, иметь опыт управленческой работы.
Как воспитывают казаков
У каждого новорождённого казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год, тогда же его впервые причащали.
До семи лет казачок жил на женской половине дома, но после первой исповеди собирал постель и переходил из детской в мужскую половину дома. О каждом замечании, полученном от старших (даже чужих людей), казачок должен был немедленно сообщить отцу, крёстному, деду или старшему брату. Бабушке или матери не жаловались и защиты у них не просили. Вся семья поддерживала в нем сначала иллюзию, а потом уже и реальность, что он – хозяин и глава семьи, на его попечении мать, бабушка и сестры. Неотъемлемой частью воспитания казака была не только физическая, но и духовная подготовка.