19 июля (1 августа) 2014 года исполняется 260 лет со дня рождения (1754 г.) и 111 лет со дня прославления (1903 г.) святого преподобного Серафима Саровского.
В Центральном государственном архиве Республики Мордовия хранится фонд Саровского мужского монастыря, в котором отложились документы, рассказывающие о Преподобном Серафиме Саровском.
Прохор Сидорович Мошнин родился в Курске в 1754 г. (по другим сведениям в 1759 г.). Его отец Сидор (Исидор) Иванович Мошнин, купец города Курска, умер 10 мая 1760 г. в 43-летнем возрасте, мать – Агафья Фотеевна из мещан.
В 1776 г. Прохор совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил его и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг – Саровскую пустынь.
21 ноября 1778 г. Прохор вступил послушником в Саровскую обитель, о чем имеется запись в «Списке монашествующих» Саровского монастыря. В течение нескольких лет Прохор проходил послушания келейные, братские и монастырские. В «Реэстре чредам неусыпаемого пения Псалтири Саровской пустыни за 1783 год» указан послушник Прохор-столяр. В 1781 г. Прохор Мошнин подал прошение императрице Екатерине II о своем желании принять монашеский постриг. 4 ноября 1781 г. последовал приговор собрания курских купцов и мещан о разрешении купцу Прохору Сидорову сыну Мошнину «принять монашество в Саровской пустыни и о наложении на его мать и брата обязательства платить его подушные платежи. 22 ноября 1781 г. с купеческой жены вдовы Агафьи Фатеевой дочери Мошниной была взята подписка об обязательстве ее сына Алексея Мошнина платить подати за ее другого сына Прохора. 2 ноября 1781 г. последовал указ имп. Екатерины II о рассмотрении в Собрании курских купцов вопроса о «восприятии монашества в Саровской пустыни купцом Прохором Сидоровым сыном Мошниным».
В фонде Саровского мужского монастыря хранится черновик «верющаго письма», датированный 1784 годом. Это письмо, в переводе на современный язык, – доверенность на выполнение определенных действий. Послушник Прохор Мошнин просил своего земляка иеромонаха Питирима представлять его интересы в городском магистрате, курском наместническом правлении или в другом каком-либо присутственном месте.
13 августа 1786 г. Прохор Мошнин был пострижен в монахи с наречением имени Серафим («пламенный»). Об этом говорится в Рапорте Саровской пустыни строителя иеромонаха Пахомия епископу Владимирскому и Муромскому Виктору от 17 августа 1786 г. В этом же году 27 октября отец Серафим был рукоположен в иеродьяконы, а в 1793 г. в иеромонахи. В 1794 г. преподобный Серафим положил начало трудному подвигу пятнадцатилетнего пустынножительства и уединенной молитвы, о чем записано в одной из монастырских книг: «Отлучился от обители отец Серафим совершенно на житие в пустыню…».
Весной 1818 г. иеромонах Саровского монастыря Серафим был награжден крестом на Владимирской ленте, учрежденным манифестом Александра I от 30 августа 1814 г. для награждения священнослужителей, призывавших в период Отечественно войны 1812 г. к защите Отечества.
В 1825 г. Серафим начал принимать многочисленных посетителей, помогая им в различных нуждах, удивляя прозорливостью и совершая чудеса исцеления. Особые заботы проявлял Серафим к устроению и расширению Дивеевской женской общины. В 1861 г. Дивеевский монастырь получил официальный статус и превратился в главный духовный центр почитания преподобного Серафима.
Скончался Серафим 2 января 1833 г. Об этом имеется запись в «Журнале Саровской пустыни за 1786–1876 годы». После смерти отца Серафима много болящих исцелилось, посещая Ближнюю и Дальнюю пустынки. Так, из письма Сергея Григорьевича Ленивцева, проживавшего в г. Бугуруслане Самарской губернии в 1879 г., в Саровскую обитель узнаем, что он исцелился у «чудодейственного источника-колодца покойного иеромонаха отца Серафима», когда совсем уже отчаялся избавиться от язв на лице и теле и восстановить голос.
После представления архимандритом Серафимом (Чичаговым) императору Николаю II «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» началась подготовка к канонизации преподобного Серафима. 29 ноября 1902 г. вышел Указ Святейшего Синода о подготовке прославления Старца. Летом 1903 г. состоялись торжества по прославлению Серафима Саровского при огромном (до 150 000 человек) стечении народа и с участием царя и др. членов императорской фамилии. Во время торжеств, состоявшихся 19 июля (1 августа) происходили многочисленные случаи исцеления. В этот же день из министерства императорского двора на имя игумена Иерофея поступило сообщение: «Ваше Преосвященство. Государю императору и Государыням императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне благоугодно было пожертвовать Монастырю 20 000 рублей. Барон Фредерикс».
Спустя два года, 1 августа 1905 г., Николай II направил в Саров епископу Иннокентию Тамбовскому телеграмму, хранящуюся в фондах архива: «Мысленно переношусь в обитель Преподобного Серафима во вторую годовщину прославления Его знаю как горяча молитва народа русского особенно у Раки Новоявленного Святого».
Как рассказывают документы, в ноябре 1920 г. состоялся IX уездный съезд Советов, на котором было принято решение о вскрытии раки с мощами преподобного Серафима. Несмотря на протесты верующих, 17 декабря 1920 г. вскрытие раки с мощами все же состоялось.
В течение нескольких лет происходило изъятие ценностей из раки с мощами Серафима Саровского и их осквернение.
Весной 1927 г. было принято решение «об уничтожении через сожжение на месте колоды с крышкой, именовавшейся гробом Серафима Саровского, и дубового гроба с крышкой, в котором находился скелет». Серебряные части раки передать в Краснослободский уфинотдел, а мощи направить в Москву, в музей.
Только в ноябре 1990 г. были найдены мощи Серафима Саровского в Музее истории религии (Санкт-Петербург), а в 1991 г. мощи были возвращены в Дивеевский монастырь.