Четверг, 28.03.2024, 15:58 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Календарь событий
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика

Сейчас в Слободе: 3
Гостей: 3
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:
Главная » 2018 » Июнь » 8 » Прибытие святыни
14:54
Прибытие святыни

 

11 июня, в 16 часов, в храм в честь иконы Казанской Божией Матери в Сивини прибывает икона с частицей мощей священномученика Мисаила, просветителя Мордовии. Во времена правления Патриарха Никона он стал первым миссионером на мордовской земле, крестившим на ней более 5000 человек. Вся его миссия сопровождалась не только просвещением народа, но и гонениями от него. Его жестоко били. Священномученик Мисаил скончался в Рязани. Именно оттуда и привезут частицу его мощей для иконы святого. К слову, ее написали сами сивинцы. Таким образом, местные жители решили не только вспомнить и прославить священномученика Мисаила, но и заручиться его помощью на своей земле. Так как это будет первая святыня, когда навсегда останется в храме в честь иконы Казанской Божией Матери в Сивини.

 

За свою короткую жизнь этот епископ обратил в христианство около 5 тысяч человек, боролся с пьянством духовенства и с равнодушием к вере мирян. Погиб как мученик, плача от умиления, что удостоился быть убитым за Христа.

Несвятая Святая Русь

 

Идеализировать любое время – занятие неблагодарное. И Святая Русь не всегда и не везде была святой. Но даже в самые темные времена, когда кругом разруха, священники спиваются, а народ не причащается десятилетиями, появляются свои праведники. Яркий пример этому – жизнь священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского, который стал мученикомза веру во время, когда Православие было государственной религией – в XVII веке.

 

Священномученик Мисаил родился в начале этого непростого столетия (по некоторым источникам, в 1617 году). Русь истекала кровью после Смуты и серии войн. Польская интервенция 1612 года, осада поляками и запорожцами Москвы в 1618 году, война со шведами… Разоренные города, эпидемии, разрушенное хозяйство и неизвестность: что ждет впереди?..

Место рождения будущего священномученика – село Грузино Новгородской области. В юном возрасте он выбрал иноческий путь, стал послушником в Новгородском Деревяницком Воскресенском монастыре. Эта обитель не понаслышке была знакома с творившимся вокруг злом: именно здесь нашли приют бежавшие братия Коневского монастыря на Ладожском озере после того, как шведы захватили остров, на котором располагалась обитель. Те же шведы, которым новгородцы добровольно сдали свой город в Смутное время, сняли и увезли в Швецию колокола Деревяницкого монастыря. Уже в наше время их нашли на дне Финского залива.

 

Деревяницкий монастырьДеревяницкий монастырь

 

Большая часть жизни Мисаила прошла в стенах обители. Он оказался очень ревностным монахом и через некоторое время был рукоположен во иеромонаха и стал ризничим архиерейского дома. Мисаил обратил на себя внимание будущего патриарха Никона. Никон рекомендовал добродетельного иеромонаха как преемника почившего в 1651 году Рязанского архиепископа. В апреле этого года в присутствии царя Алексея Михайловича скромный монах был пострижен в архиерейский сан и направлен на Рязанскую кафедру.

Владыка ознакомился с нравами своей паствы и духовенства… и радости не испытал

Прибыв в Переяславль Рязанский, владыка ознакомился с нравами своей паствы и духовенства… и радости не испытал. Вместо веры – околоязыческие суеверия, вместо ревности священнослужителей – пьянство. И новый архиепископ принялся вразумлять – мирян, духовенство, монахов.

Вот что он писал игуменам:

«Да вы б, игумены, у себя в монастырях на погребех и на ледниках и в кельях вина, и пива, и медов хмельных, и браг пьяных не держали и в вотчинах бы своих монастырских заказ крепкий учинили, чтобы крестьяне к праздникам вина не курили, пив и браг не варили и медов хмельных не ставили. А будет в которых монастырях сыщется хмельное питье, и мы указали на тех править пеню по государеву указу и грамоте».

Вот указ священникам и диаконам:

«А вы б, соборные и иные священники и дьяконы, потому ж хмельного питья в домех своих не держали и по кабакам не ходили б и в иных местах нигде не пили. А в церквах бы Божиих везде у вас во вся дни без всякого церковного пения не было, и детей бы своих духовных учили страху Божию и на кабак им ходить не велели и всякого хмельного питья держать заказали. А будет учнут попы нас ослушатися и запиваться и церкви Божии будут у них без пения, и вы б, игумены, тех пьяных попов и дьяконов и церковных дьячков велели имать и сажать в смиренье».

Мирянам ревностный пастырь объявлял следующее:

«Да ведомо нам учинилось, что в Шацком и в Кадоме и в уездах православные христиане с своими женами и детьми лет по тридцати и по сороку и по пятьдесят и больше посты не постятся и у священников не поновляются и не причащаются. И вам бы, священникам, в своих приходах учинить о том заказ крепкий. И кто будет недостоин к причастию, и вам бы велети говети им в иные посты. А которые будут православные христиане ослушаться, и мы учнем писать про них государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руссии».

 

Рязанская область, поселок КадомРязанская область, поселок Кадом

 

Архипастырь велел ставить в диаконы мужчин не моложе 25 лет, в священники – с 30 лет.

«А люди были б добрые и благочинные и искусны и грамоте учены, а не здорщики, и не косторы, и не бражники, и не ярыжники. А молодых ставленников и воров и бражников к нам не присылать».

Предостерегал от азартных игр, пьянства и бесчинных развлечений – под угрозой не пускать в церковь и отказать в похоронах в церковной ограде:

«Чтоб они впредь безо всякие вражия мечты в праздники качелей и релей не ставили и всякие игры оставили и смуты не делали. Да которые посадские и уездные люди будут откупати кабаки в Шацком и Кадоме для своей бездельной корысти, и того бы они не делали, и вам бы про то сказывати. И жили б в наших городах посадские люди и все православные христиане благочинно по заповеди отцов своих духовных и приходили б ко святым церквам Божиим по вся дни. А будет которые учнут кабаки откупати и игры чинити, и мы таких не велим в церковь Божию пущать и приносу принимать, а в домы их со всякою святынею входить, а которые отыдут сего света, и мы таких не велим у святых Божиих церквей хоронити».

Он попрекал церковнослужителей в том, что они носят «зипуны с ожерельями», когда должны одеваться скромно

Попрекал церковнослужителей в том, что позволяют себе богатые одежды, «зипуны с ожерельями», когда должны одеваться скромно, «носили б однорядочки или сермяжки черные или серые».

Строгость и милосердие   

В общем, народ был распущен. Однако нельзя сказать, что у рязанцев и муромцев не было перед глазами благочестивого примера. Так, в их землях несколькими десятилетиями ранее жила преподобная Иулиания Муромская (Ульяна Устиновна Осорьмина), святая дворянка, мать 13 детей, прославившаяся своей необычайной заботой о людях: в частности, в голодные годы, пришедшиеся на воцарение Бориса Годунова, святая жена продала все свое имущество, чтобы накормить окрестные села.

 

С. М. Прокудин-Горский. Рязань. Вид с [северо]-востока. 1912 годС. М. Прокудин-Горский. Рязань. Вид с [северо]-востока. 1912 год

 

Овдовевших священников, которые искали себе новых жен, владыка ссылал в монастыри

Как бы то ни было, а в 1650-е годы из-за пьянства и разгильдяйства некоторых священников в церквях часто просто не было служб… К своему священническому сану рязанское духовенство относилось кое-как: до архиепископа дошел слух, что овдовевшие священники и дьяконы ищут себе новых жен, вступают во вторые браки, что для священника недопустимо. Таковых архипастырь насильно отправлял в монастыри.

Заметим, что в то время насильственный постриг не был в диковинку – что на Руси, что на Западе. Вот яркий пример: в 1600 году отец первого русского царя из рода Романовых – Федор Никитич, будущий патриарх Филарет, – был вместе с женой силой пострижен в монашество в ходе политической борьбы: монахи-де на престол претендовать не могут.

Некоторые не считали принесенные таким образом обеты действительными. В документах сохранилось свидетельство об одном постриженном в монахи по повелению владыки Мисаила священнике-вдовце по имени Алексий, который в итоге сбежал из Солотчинского монастыря, «платье черное с себя скинул и женился».

Но владыка не только карал и старался дисциплинировать распущенный люд. Сохранились письма к нему тамбовских священников: они и их паства из-за набегов татар оказались в весьма бедственном положении. В 1655 году один из них писал: «Приходили под Тамбов воинские люди татарове и прихожан моих многих порубили и в полон побрали, и многие дворы от того разорения опустели, и мне, богомольцу твоему, кормиться стало нечем». А вот и еще одно письмо владыке: «Снова приходили к нам в Тамбов пред земляной вал воинские люди многие татарове, и к городу приступали, и на все посады и слободы били, и на вылазке тамбовских полковых конных и пеших казаков и пушкарей порубили, многих в полон поимали и хлеб в поле потолочили. А осадя город, пленили уезд верст на 50 и больши, по реку Челновую до села Вирятина да до села Кулеватова, и многих там порубили и полонили, и стада конские и мелкую скотину отогнали. А в селе Вирятине в церкви были, иконам поругались и церковь осквернили. И прибывала к татарам новая сила, и чаяли тамбовцы разорения до остатку».

Архиепископ вызвал этих священников к себе, расспросил, обласкал их и постарался обеспечить всем необходимым.

Просьбы к нему стекались с разных концов епархии, он очень внимательно относился ко всем.

Среди многообразных забот архипастыря была и особая, которой владыка Мисаил посвятил последние два-три года жизни: обратив в первую очередь всю свою энергию на борьбу с пороками крещенных людей, он не мог не думать о некрещенных.

Три поездки и 4500 обращенных

Мордва… Из этого финно-угорского народа, кстати говоря, происходил и патриарх Никон. Мордва селилась в ряде регионов России, часть из них ассимилировалась, приняв Православие, часть оставалась в язычестве. Мокшень кой – так называлась религия субэтнической части мордвинов: это язычество с некоторой примесью христианства. Приверженцы этого культа чтили верховного бога Шкабаваза и низших по рангу богов – хранителей очага, хранителей села, богиню холода, божество воды, божество земли, бога ветров, бога грома, богов священных деревьев: дуба, ольхи, березы и т.д. Язычники молились вместе в священных для них рощах или оврагах, молились также недобрым богам, «задабривая» их.

 

Обряд языческого моления мордвыОбряд языческого моления мордвы

 

К Православию относились часто враждебно, если принятие его не сулило выгод. Известен случай, когда поп-самозванец Евсей Степанов окрестил в Переяславле Рязанском несколько семей мордвинов – возможно, наобещав им с три короба, – и те приняли крещение из корысти. Это случилось как раз накануне приезда архиепископа Мисаила, и он лично взялся за распутывание дела с псевдокрещением. В итоге мордвин крестили снова, уже рукоположенные священники.

В июне 1551 года в силу занятости архиепископ не смог поехать с проповедью в мордовские села, к тому же нежданно-негаданно он был вызван патриархом Никоном в Москву, на Собор для исправления церковных книг. Архиепископ отправил на проповедь иеромонаха Артемия, и тому удалось крестить несколько семей.

Получив уже царское одобрение и благословение патриарха, Мисаил решил сам ехать к язычникам.

Зимой 1654 года была предпринята первая поездка. Владыку сопровождали чернеевский архимандрит Василий, некоторое количество священников, думный дьяк (чиновник) Савва Зверев. Отправились в Шацкий уезд. Архиепископ сам проповедовал, и его усердие имело успех: 316 человек из мордвы выразили желание креститься.

Владыка Мисаил отправил гонцов в соседние села и деревни, призывая и их жителей прийти на проповедь. Только те не пришли.

Тогда архипастырь отправился к ним сам.

 

Навстречу проповеднику вышла многосотенная толпа мордвинов, которые объявили, что ничего слушать не станут, креститься не желают, русским языком толком не владеют, так что нечего им делать в русских церквях. Кроме того, люди эти уверяли, что отправили к царю челобитников, и если-де он, царь, настаивать на крещении будет – тогда уж ладно. А без царя креститься не желают.

 

Архиепископ вернулся ни с чем. Но, получив известие, что о крещении просит верхоценская мордва, с радостью отправился в Тамбовский уезд. После этой поездки он писал царю: «Я, богомолец ваш, по вашему указу ездил и милостию Божиею и Пречистой Богородицы и при молитве святых в Шацком и Тамбовском ведомства моего уездех окрестил 4015 человек мордвы и татар».

1655 год – и новый вызов в Москву, опять же для исправления церковных книг. В стране набирал обороты церковный раскол… Но архиепископа Мисаила более всего беспокоили судьбы людей вверенной ему земли – христиан и язычников.

Уже в феврале – новая экспедиция архиепископа в мордвинские села. На этот раз на руках у владыки – царская грамота. Вот и прежние места, так недружелюбно принявшие его ранее. Но царская грамота, увы, сердца мордвинов не растопила.

Его предупреждали: оставаться в селе опасно! Он не слушал

Архиепископ поселился в мордовском селе Березовка и четыре недели провел там – без какой-либо свиты. Его предупреждали: это опасно! Он не слушал.

В последнюю свою поездку – в Шацкую деревню Ямбирная – владыка отправился на Страстной седмице. Без многочисленной охраны, всего лишь с небольшим отрядом, вместе с архимандритом Василием и боярским сыном Акиндином Бахолдиным, который и поведал о разыгравшейся в деревне трагедии.

Бой в Ямбирной

 

Памятник на месте гибели сщмч. Мисаила. «Место сие освящено кровью священномученика Мисаила, пролитой 1/14.04.1656 г. при просвещении верой Христовой народов земель Рязанской и МордовскойПамятник на месте гибели сщмч. Мисаила. «Место сие освящено кровью священномученика Мисаила, пролитой 1/14.04.1656 г. при просвещении верой Христовой народов земель Рязанской и Мордовской

На подходе к деревне была устроена засада: около 500 вооруженных самым разным оружием мордвинов засели в пустующих домах на окраине. В походной мантии, с посохом в левой руке и крестом в правой, Мисаил шел навстречу этим людям. Подойдя к избам, он пытался словом образумить язычников, стараясь донести до них государеву волю, которую они якобы готовы были исполнить. А в ответ – брань, крики, а потом полетели и пули, стрелы, копья. Архимандрит Василий и несколько человек были убиты на месте, служилые люди разбежались. Была ранняя весна, они увязали в мокром снегу, а местные нагоняли их на лыжах. Владыка Мисаил никуда не побежал.

 

Дальнейшее описал Акиндин: «…один же человек мордвин хотел архиепископа ударить копьем, и я, Акиндин, видев его великого господина единого и хотя за него умереть, сам поехал на страшную смерть и того модвина с копьем не допустил до архиепископа и сколоть не дал. А он, архиепископ, мордовского беззаконного убийства не убоялся, прочь не поехал, и в то время один мордвин преосвященного архиепископа из лука прострелил в левую руку, и пройде стрела сквозь руку под мышку в сердце».

Он просил вынуть стрелу из руки и груди.

Отбиваясь от атакующих, миссионеры уложили своего пастыря в сани и помчали прочь от Ямбирной

«И я от той мордвы побежал и доехал по господина, – рассказывал потом Бахолдин. – А он от той раны вельми изнемог, валится, и стал мне рукавки свои отдавать, и я одну принял, а другую уронил. И ухватил я архиепископа под руку, а он за меня ухватился вельми крепко, и скоро повез его, крепко держучи, и – мочи моей не стало… Тут прибежал ризничий Варлаам и подхватил его под другую руку, и так мы ушли… И как приказной человек Лев Терехов с домовыми людьми и с образом ехали, и вся мордва разбежалася».

Получив смертельное ранение, владыка уже не мог усидеть в седле. Отбиваясь от атакующих, миссионеры уложили своего пастыря в сани и – помчали прочь от Ямбирной.

Кончина и суд

 

Сщмч. Мисаил РязанскийСщмч. Мисаил Рязанский

Чувствуя серьезность ранения, уже в санях владыка исповедовался. Очевидцы свидетельствуют: прибыв в село Агламазово, архиепископ велел поставить перед собой образ Спасителя и начал плакать, глядя на него. Плакал, молился и «учал кровию своею главу свою и лицо омывати», благодаря Бога.

 

Но мучиться от раны несчастному пришлось еще много дней. Настала Пасха, и на Светлой седмице, в четверг, архиепископ мирно отошел ко Господу.

История сохранила имя убийцы – мордвин Гаричушка. Он и другие жители деревни были приведены на суд. Впоследствии многие из них приняли Православие.

По желанию священномученика, он был похоронен в лесу, у церкви святого Мина. Но по приказу царя его тело было перевезено в Переяславль Рязанский и год лежало в гробнице без погребения – ждали воли царя о месте захоронения. Наконец тело мученика было положено в усыпальницу Архангельского собора. И «оставалось цело и невредимо».

Мисаил Рязанский был прославлен в лике Рязанских святых лишь в наше время – в 1987 году, а через 14 лет – уже как святой Русской Православной Церкви. Его обагренная кровью голубая мантия, в которой мученик ходил в последний раз на проповедь к мордвинам, чудом сохранилась. После революции 1917 года она была передана в Рязанский краеведческий музей, а в 1994 году возвращена Церкви – сегодня ее можно увидеть в Иоанно-Богословском монастыре (село Пощупово, Рязанская область). Мощи священномученика с 1998 года покоятся в Рязани, в Свято-Троицком мужском монастыре.

Неслучайно его имя в постриге – Мисаил, в память о пострадавшем от рук язычников ветхозаветном мученике – знатном юноше, который по приказу вавилонского царя Навуходоносора за отказ подчиниться языческим обычаям и предать свою веру был введен в раскаленную печь, но чудом Божиим остался невредим. Впоследствии, по свидетельству святителя Кирилла Александрийского, его вместе со святыми Ананией и Азарием обезглавил персидский царь Камбиза. Так данное при постриге имя стало пророческим, а для нас яркая, всего лишь 40-летняя жизнь архиепископа-мученика – примером.

Священномучениче Мисаиле, моли Бога о нас!

 


Просмотров: 834 | Добавил: VETKA | Теги: святыни, Прибытие | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2024 |