На фотографии первый трактор в районе - "Фордзон".
Когда был запечатлен исторический момент, сегодня не можем сказать точно. Но, судя по народу, захотевшему увидеть чудо-машину, это стало сенсацией. Известно, что рабочие завода-изготовителя окрестили в шутку этот трактор "Федором Петровичем" и с этим именем он "пошел" по всей стране. Именно с "Фордзона-Путиловца" началась история массового отечественного тракторостроения. Советское правительство решило не просто закупать американский трактор, но, скопировав его, организовать свое производство.
"Фордзон-Путиловец" - колёсный трактор, выпускавшийся на заводе "Красный Путиловец" в Ленинграде по лицензии компании Форд. Это была копия американского трактора Fordson-F. Первый опытный трактор "Фордзон-Путиловец" был выпущен 1 мая 1924 года, серийный - 1 октября. Производство тракторов быстро набирало темпы: в 1924 году было изготовлено 74 трактора, в 1925 - 422… Один из этих экземпляров и получил наш район. Когда именно? По документам, в 1928 году в районе первый трактор "Фордзон" уже работал на пахоте и севе культур. С 1930-го тракторы этой марки в район поступали уже десятками. Техническое перевооружение отразилось на севе яровых культур: весной вышеназванного года он прошел на 26800 гектарах. Особое внимание аграрии уделяли на такие новые культуры для района – вика на зерно, вика с овсом на корм, лен-долгунец… Впервые в 1930 году было посеяно 100 гектаров кукурузы на силос в зеленой массе. После того, как в 1932-ому на заводе было выпущено 25000 тракторов, их массовые поставки пошли и в наш район. В 1933 году их уже работало 60.
На фотографии есть надпись ручкой – "тракторист Михаил Карпов в "Свободном труде". Большая вероятность, что первый трактор поступил во вновь организованную районную машинно-тракторную станцию, к которой прикреплялись колхозы. К слову. Такие тракторы работали с плугом и простейшими навесными сельхозорудиями, также приводили в действие стационарные машины лишь в период коллективизации. В 1934 году "Фордзон-Путиловец" был снят с производства, преимущество было отдано тракторам типа "Интернейшенел-Харвестер", выпускавшимся на Сталинградском и Харьковском заводах. Правда, широкое распространение из-за трудных военных и послевоенных лет они тогда не получили.
Кстати. В 1950 году в районе число тракторов МТС возросло до 90, в 1956 году – 116.
|