Интервью
Газета "Новый Город", г. Сургут, 11 августа 2001
-
- МЫ ДОЛЖНЫ ОСОЗНАТЬ СЕБЯ НАЦИЕЙ!
Сергей Алексеев - один из самых популярных российских писателей девяностых годов, автор бестселлеров "Сокровища Валькирии", "Аз Бога ведаю", "Утоли моя печали", "Волчья хватка", "Удар молнии", "Долина смерти", "Возвращение Каина" и др. Его книги поднимают человеческий дух на космическую высоту, сплачивают нацию, возвращают уверенность в том, что мы - Великий народ.
Герой "Сокровищ Валькирии" Александр Русинов по кличке Мамонт, бывший сотрудник Института кладоискателей, узнает о существовании сокровищ Вар-Вар, которые стерегут таинственные люди - гои. Отныне вся жизнь Русинова подчинена единственной цели - отысканию золота варваров. Однако, когда он вступает в пещеры, понимает, что золото скифов, сокровища Ивана Грозного, царская казна и партийная касса третьего рейха - это не истинные сокровища гоев, есть нечто, что ими ценится гораздо выше. И тогда ему показывают настоящее сокровище гоев - книгу знаний арийского народа "Весту". Гои - люди божественного происхождения, не жаждут золота, не желают власти, не боятся смерти в отличие от изгоев, людей с одноразовой душой, которые, зная, что живут один раз, готовы на все ради наживы и власти над людьми. Историю происхождения изгоев написал Великий Изгой Дарвин. Гои - потомки древних ариев, народа, населяющего Гиперборею - центр Северной цивилизации (третьей, если первой и второй считать Восточную и Западную), которую пространственно наследуют русские.
Нам удалось отыскать Сергея Алексеева в Москве, и мы рады представить вашему вниманию интервью с писателем.
- Сергей Трофимович, сюжет "Сокровищ Валькирии" основан на реальных событиях или выдуман?
- Могу сказать, не выдуман. Сюжет имеет под собой реальную основу. Но для того, чтобы почувствовать вот эти тонкие материи, наверное, нужно распахнуть душу и чувства, слушать и видеть, и тогда все откроется.
- Но гои, судя по книге, очень крепко охраняют свои тайны. И за меньшее Русинова чуть не убили, как же они позволили вам опубликовать книгу? Ведь там даже упоминаются населенные пункты. То есть читателя не только подводят к тайне, но и в сущности открывают ее?
- Но ведь для того чтобы вдохнуть уверенность и силы в народ, когда он находится в крайней степени духовной нищеты (я не говорю про материальную нищету), для этого можно пойти на многое. Чтобы поднять дух, они что-то разрешают приоткрыть. И в данном случае они сделали это через меня.
- Сергей Трофимович, можно ли считать, что главный герой "Сокровищ Валькирии" это вы и есть, учитывая, что Русиновы ваша родовая фамилия. Это было ваше путешествие?
- Героя ассоциировать со мной можно, но не забывайте, что это художественная литература. Это не публицистика, где можно писать от первого лица. Это путешествие каждого читателя, который берет в руки книгу.
- Смотрите, как вы округло отвечаете. И все же вы проделали этот путь не только в сознании?
- Да, я проделал его и физически, по Уралу, в частности, пешочком и мысленно, духовно. Имеется в виду созвучие разума и сердца. Ведь каждый человек мечтает, размышляет. Что такое художественная литература? Я считаю, что книга никогда не исчезнет, потому что когда мы читаем, мы воображаем, мы знаки переводим в слова, создаем живой мир. Мы способны его видеть.
- Скажите, эти люди нашли вас сами или вам удалось найти их?
- Они нашли меня сами. Их найти невозможно.
- Вам можно только позавидовать.
- Я иногда сам себе завидую.
- Скажите, вы сами верите в гоев, работающих на будущее России, или это удачный литературный проект?
- А вы верите в сказки? Что происходит с человеческой душой, если ее лишают сказочности в жизни? Вот в нашем суконном мире, где все построено на добыче финансовых средств, что происходит с человеческой душой, когда ее загоняют в такие рамки? Почему "Сокровища Валькирии" имеют такой успех? Потому что человек соскучился, истосковался по загадочности, по непознанному и необыкновенному. Вроде бы и существует, а вроде бы и нет. А когда приводишь доказательства, что существует, человек начинает верить. Более того, люди едут на Урал, ходят по этим местам, даже создан клуб в Питере. Поклонники "Сокровищ Валькирии", туристическая группа, проходят путем Русинова. Вот недавно ходили.
- Сергей Трофимович, откуда у вас такая подробная информация об арийской цивилизации?
- Я стараюсь читать исторические и другие источники под другим углом зрения. Я совершенно не согласен с выводами наших ученых и историков, начиная с рассмотрения "Слова о полку Игореве". В корне не согласен с выводами Дмитрия Лихачева, считаю его своим оппонентом. Потому что вся историческая наука, это касается филологии и этимологии, работала в угоду христианства вообще и православия в частности. Надо было доказать, что Россия существует тысячу лет, а до того была кромешная тьма беспросветная и люди жили аки звери. Но ведь когда человек с нормальными мозгами начинает работать самостоятельно, то он может прийти совсем к другим выводам. Я занимаюсь этим уже двадцать пять лет, изучал историю, лингвистику, этимологию и пришел к выводу, что русский язык имеет прямую, корневую связь с санскритом. А отсюда вытекают и мироощущение, и мировоззрение.
("...Тогда он отправился на кафедру индийской филологии Института стран Азии и Африки при МГУ, где познакомился с преподавателем Кочергиной... она объяснила, что в русских словах "га" означает движение - нога, телега, дорога, Волга, Онега, Ладога - и что на первый взгляд таинственный и мудрый язык древних ариев очень прост и доходчив для всякого русского, познавшего глубину своего языка от рождения, что, привыкнув к нему, можно на слух понимать, о чем говорят жители Северной Индии, и что знаменитый тверской купец Афанасий Никитин, не имея никакой подготовки, заговорил по-индийски, и что ходил туда не лошадь свою продавать, а выполнять какую-то загадочную миссию - иначе бы его не впустили в главную святыню - храм Парват".
"...Понятия "РА" и "АР" - солнце и земля - существовали неразрывно, что доказывало перевернутое звучание этих слов, и совокупно. В название горы АРАРАТ древние арии вложили смысл соединения земли и солнца. Свет и тепло как бы возжигали землю, делали ее подобной солнцу, пригодной для существования человека, ибо арии народы Ара считали себя в буквальном смысле детьми света солнца. Поэтому их возглас "Вар" означал тепло, земной огонь, зной, и синонимом его было слово "жар". (Отсюда в русском языке возникли глаголы "варить", "жарить", название "жар-птица".) Боевой клич ариев как бы прославлял этот земной огонь. А после победы они прославляли солнце криком - УРА! - который сохранился и поныне, и означал торжество света - "у солнца!" - над тьмой. Антонимом - словом противоположного значения - был горький вздох, тоже существующий и поныне - УВЫ! - то есть буквально "у тьмы!", ибо множественным числом - ВЫ - называлась тьма. Поэтому дерзкие князья, замышлявшие походы на врагов, говорили "Иду на вы!" вовсе не из-за уважения к противнику, а точно определяя цель предстоящего сражения - сражения с тьмой. И, оказывается, потому нельзя называть Бога на "вы"...". Из романа "Сокровища Валькирии").
- Сейчас уже надо не археологические раскопки проводить, нужно изучать собственный язык. Сейчас у меня лежат материалы для создания нового этимологического словаря русского языка. К сожалению, сподвижников я себе не нашел, пытаюсь связаться со школой Щетинина в Краснодаре, где из обыкновенных детей делают гениев. Передам материалы им.
- Вы читали "Весту"?
- Да. Но не всю, выдержки.
("...В мире гоев много долгожителей, некоторые дотягивают до ста семидесяти лет, оставаясь в чувствах и памяти. И все равно этого никогда не хватит, чтобы одолеть Весту и обрести Вещество... Там, где сейчас плещутся Студеное, Карское и Белое моря, некогда была земля и страна, ныне называемая по-разному - Гиперборея, Атлантида... Ледник продавил сушу, смел и обратил в прах страну гоев, которая носила имя - Вера. Людей тогда именовали верцами. Говорили: "се верцы" - это верцы. И жили они полный круг жизни - сорок сороков, то есть по тысяче шестьсот лет - это и есть срок познания Вещества. Здесь, - Варга обвел рукой соты, - пятнадцать тысяч триста тридцать свитков, или ровно тысяча шестьсот Великих Книг". (Из романа "Сокровища Валькирии").
- Сергей Трофимович, в "Сокровищах Валькирии" понятия гой-изгой постепенно меняются. Если в первой книге Русинов был изгоем, это значило, что он просто непосвященный, в последней части термином изгой обозначается чуть ли не существо другого биологического вида.
- Дело вот в чем. Это просто более глубокое осмысление понятий гой-изгой. В принципе, каждый изгой может стать гоем, для этого всегда есть возможность. У каждого есть возможность из земноводного состояния перейти в нормальное, человеческое. Одним для этого нужны сотни лет, а другим - мгновение, прозрение. Вера в Бога - это и есть переход из одного состояния в другое. На этом уровне происходит. Человек как бы пробуждается и смотрит на мир совсем иначе. И у самого падшего, самого низкого земноводного, есть возможность перейти в высшее состояние. Потому что у всех сохраняется чувство любви. Любовь - это Путь.
- Герои ваших романов Русинов, Ражный и Святослав составляют очень интересный мужской образ. Он является идеальным мужским образом?
- Я думаю, что все мужчины должны быть такими же, как Святослав (Светлейший князь, сын Святой Ольги, герой романа Алексеева "Аз Бога Ведаю" - прим. Е.К.). Это и есть русский герой. Таким и должен быть гой. Что касается женского образа, у меня сложности. Но на счет мужчины я точно знаю, каким он должен быть.
- И каким, если сказать одной строкой?
- Его основные черты: мужественность, преданность, верность и сила духа.
- А милосердие, доброта?
- Это уже другие вещи. О каком милосердии можно было говорить во времена Святослава? Если увидел врага, его надо заколоть, зарубить, поднять на копье. Тогда были очень точные понятия добра и зла, дружбы и вражды. Потом эти понятия размыли и начали создавать некие компромиссы. И сейчас получается - и не друг и не враг, а так. Слишком много стало таких людей, и среди них очень трудно, особенно людям с более ясными понятиями. Я, например, сторонник дуэлей. Вернули бы дуэли и подлецов сразу стало бы в десять раз меньше.
- Ха, ну так бандиты так и делают. Встречаются на "стрелках" и стреляются.
- (Смеется). Ну это нужно сделать не на уровне бандитов, а на уровне благородных людей. Да и у бандитов на самом деле вопросы чести стоят очень остро. Некоторые из них напоминают первых русских князей, которые брали власть силой. Это очень мощные люди, гои не смотря ни на что, потому что у них очень много страсти к жизни, к созиданию. Поэтому у них и получается.
- Скажите, неужели Засадный полк (араксы), описанный в книге "Волчья хватка", существует на самом деле?
- Да, конечно. Судите сами, Пересвет был монахом. Монах, лишенный живота, то есть в черных одеждах, - живой мертвец. Он не имеет права брать в руки оружия, потому что война - дело мирское. И он в итоге побеждает Кочубея, которого сегодня можно было бы назвать профессиональным воином...
Сергий Радонежский основал девяносто монастырей, представляете, больше половины из них сейчас существуют. Либо осталась память о них. В этих монастырях подготавливались монахи, которые выходили на бранное поле.
В восемьдесят шестом году я встретил человека, который во время Великой Отечественной на Северном морском флоте самостоятельно стаскивал дизели с подводных лодок. Каждый из них весил тонну. Брал перед собой и стаскивал. Он в одиночестве справлялся с тем, что под силу только нескольким человекам, благодаря специальной подготовке ратников - араксов, воинов Засадного полка. В романе его зовут Сергей Ражный.
- Сергей Трофимович, возможно ли использование опыта араксов в жизни?
- Уже используют. В Серпухове один инженер рассчитал, что Правило в принципе возможно. Параллельно с ним в Вологде изготовили несколько тренажеров и сейчас на них тренируются ученики школы единоборств. Кое-что получается.
- Кто был моделью для создания образа Валькирии и Дары?
- Это собранный образ. Женский образ мне не очень удается, так как я не разбираюсь в женщинах. Кроме княгини Ольги. Но она получилась живой, потому что слишком резкая, слишком яркая, слишком контрастная, ее легко было писать. А тонкий женский образ написать очень трудно. Мужчине вообще невозможно.
- Судя по роману "Утоли моя печали", вы монархист?
- Да, это так. Я думаю, что без государя не может быть государства. Президентский способ правления не подходит для России. Испания переживала разные дурные времена: капитализм, социализм, фашизм, - все это было, но как только вернули монарха, все стало хорошо. В Испании правит король. В Болгарии тоже сейчас муссируется вопрос возвращения государя.
- Но в книге вы ведете к тому, что править должен не просто монарх, а царица, женщина?
- Верно. Сейчас трудный период в истории России и в такие периоды править должна женщина. Примирить нацию, нормализовать экономику может только женщина. И в тяжелые времена в России всегда правили женщины: обе Екатерины, Елизавета... В это время в России была тишь и благодать. А как только приходили мужчины, начинались войны.
- Сергей Трофимович, но описанный вами Русский космос кажется не таким уж и привлекательным. Князья, жившие по заветам Рода, вели междоусобные войны и тонули в крови.
- Нет, это не так. Междоусобица и гражданские войны начались в Руси с принятием христианства. Владимир принялся раздавать земли своим сыновьям, и тогда началась междоусобица, потому что каждый сын хотел целиком править государством.
- В романе "Аз Бога ведаю" вы очень интересно трактуете влияние имени на человека. Вот это место: "А еще Владимир! С сим именем во веки веков не след и близко подпускать к престолу русскому. Они беду несут! Неслыханный позор и смуту, ибо желают миром володеть..." Желание "володеть миром" заложено в имени Владимир. Нынешнего президента зовут Владимир Владимирович плюс неясная фамилия Путин. То ли от слова путь, то ли от слова путы.
- От слова путь все-таки. Дело в том, что он дитя слишком современное. В выборе имени для мальчика не соблюдались никакие каноны, ни языческие, ни христианские. Поэтому получается путаница. Отчество Владимирович не от желания править миром, просто мама Путина очень любила папу. Так получается Иван Иванович и Петр Петрович. Однако же он - дитя любви. При определенных условиях он может стать хорошим опричником России. Сейчас он временно исполняющий обязанности государя. Человек из свиты. Такие как он, собравшись, могут выкормить Матку, помните как в пчелиной семье, - царицу.
- Что нам сейчас нужно делать на благо России?
- Нам нужно поверить в себя и ощутить себя нацией. Каждый писатель и журналист обязан работать только в этом направлении, чтобы мы почувствовали себя нацией. Вот было понятие русский народ, потом советский народ, а сейчас совсем размытое - налогоплательщики или во время выборов мы называемся электоратом. То есть мы не народ, не нация. Если бы Путин возродил нацию, только за это ему можно поставить памятник.
- Вы знаете свой рок?
- Да. Для этого нужно работать над собой, над своей душой. Очень много работать. Начиная от понимания своего места в мире и вселенной. Как только определишь, кто ты, рок начнет открываться. Древние русичи, гои, считали себя внуками божьими, а внуки, как вы понимаете, это не то, что рабы. Им позволительно молиться любым богам, но они всегда повинуются року, своей судьбе.
- Каждый, кто хорошо знаком с вашим творчеством, наверное задавался вопросом, как вам удается быть специалистом широкого профиля? Вы равно хорошо разбираетесь в истории, филологии, в работе спецслужб, в авиации (книга "Кольцо Принцессы"), в воинских единоборствах и крестьянском труде.
- Во-первых, мне удавалось встретиться и пообщаться с людьми, которые владеют нужной информацией, как было со спец-подразделением "Молния", во вторых, во многом помогает собственный жизненный опыт.
- Расскажите об этом.
- Родился я недалеко от вас, в Томской области, в маленькой деревеньке на берегу реки Чети. Семья из Вятских переселенцев. После восьмого класса школы работал в Зырянском райпромкомбинате молотобойцем и кузнецом, далее учился в Томском геолого-разведывательном техникуме, потом армия, затем работал на Таймыре геологом в астропроблеме, дальше в уголовном розыске, в Томском УВД, потом журналистом в областной газете "Томское знамя", а с восьмидесятого года ушел на вольные хлеба.
- Последний вопрос. Скажите, что ждет Россию в будущем?
- Книга будущности есть в "Весте", но ее никто не открывал. Ни один Вещий Гой не осмелился узнать будущее мира. Хотя в отличие от других, эта книга самая маленькая. Может быть, там всего одна строчка: "История человечества на земле прервется не войнами, стихийными бедствиями или космической катастрофой, а безразличием между мужским и женским началом. На Земле вновь воцарится Хаос, поскольку это состояние и есть полное отсутствие Любви". А может быть там сказано: "И прозреют слепые изгои, и увидят Свет, и наступит Гармония Духа и Разума на все бесконечные колена Времен...".
- Елена КУРИЛОВА
«Самое ценное и вечное нашей культуры – Дар Речи»
Сергей Алексеев всё делает с сибирским размахом, не оглядываясь на окружающих
Сергей АЛЕКСЕЕВ родился в 1952 году в посёлке Алейка Зырянского района Томской области. Окончил Томский геологоразведочный техникум и высшие офицерские курсы «Выстрел». Работал молотобойцем, геологом, служил в армии, потом оперативником в уголовном розыске. Писать начал в 1976 году. К настоящему времени издал неполное собрание сочинений в 46 томах. Автор романов «Слово», «Рой», «Крамола», «Возвращение Каина», «Сокровища Валькирии», «Аз Бога Ведаю», «Волчья хватка» и т.д. Лауреат премии Ленинского комсомола, премии ВЦСПС и Союза писателей СССР, премии им. Шолохова. По произведениям Алексеева сняты художественные фильмы и поставлены спектакли. В настоящее время живёт в Москве.
– Вы с самого раннего детства начали заниматься охотой и рыбалкой, а как сейчас? На медведя ходите, тайменя блесните?
– На медведя ещё хожу, но только на крупного и матёрого, на свете пожившего. А если такого не встречу, то и сезон проходит впустую, но зато душа полна от радости и впечатлений. С рыбалкой труднее – ездить на заполярные реки за тайменем некогда, но сижу с удочкой на родной реке Четь. Клюёт плотва, по-сибирски чебаки, реже щуки, но зато все золотые.
– Кажется, это Чехов отметил, что самые лучшие мысли посещают человека за рыбалкой. А как у вас с этим? Обдумываете ли новые произведения в своих походах по лесам-озёрам?
– Эти самые золотые рыбки и приносят мудрые мысли. И всё творится потом по щучьему велению да моему хотению. Пожалуй, половину своих романов я обдумывал наедине с природой. Сидишь на лабазе или на берегу и пересыпаешь думы свои, как песок, с ладони на ладонь. Мусор и пыль отвеиваются на ветерке, и остаются только твёрдые, опять же золотые зёрна.
– А вот если бы вы были типичным рафинированным интеллигентом, таким кабинетным писателем, совершенно не знакомым с природой, – как это повлияло бы на ваш стиль?
– Не мог бы никогда стать кабинетным, природа не позволила, родился в буквальном смысле в лесу, под кедром, в посёлке Алейка, что в переводе с греческого означает «скит, скитничество». И когда читаю сочинения кабинетных, особенно кухонных, домохозяек, коими ныне заполонены полки книжных магазинов, сначала от души смеюсь над вымыслом, а потом плачу от сознания того, что всё это покупается и читается. До какого же безобразия надо обезличить и унизить свой народ, чтобы он покупал и читал подобное чтиво! Да ещё и верил!
– Прочитал где-то, что Алексеев «начинал как деревенщик»... А что же, разве вы перестали быть деревенщиком или, скажем шире, почвенником?
– Мне тоже приходилось читать подобные строки. Хотелось бы этому критику-автору в глаза посмотреть, спросить, где учился филологии, слышал ли о традиционной школе русской литературы, на каких произведениях воспитывался? Очень жаль, что вменяемая критика как жанр перестала существовать, политизировалась ещё хлеще, чем в советские времена, или сделалась придатком рекламных кампаний. Критика очень точно выявляла тенденции литературного процесса во времени и пространстве, высвечивала состояние общества в целом. И, главное, отслеживала такую тонкую материю, как писательское мировоззрение. Русская литература была всегда философской, практически полностью заменяла эту научную отрасль, чем и до сей поры привлекает Запад. Я учился у Гарсиа Маркеса, и если он деревенщик, то и я – почвенник.
– А писатели так называемого патриотического стана никогда не называют вас отступником, променявшим родные суковатые берёзки на мистические дали? Всё-таки вы не вписываетесь в образ такого классического патриота – то ли коммуниста с портретом Ленина, то ли монархиста с хоругвью. Одни названия произведений чего стоят: «Арвары. Магический кристалл», «Молчание пирамид», «Тайна третьего кургана»...
– В лицо никогда не называют, должно быть, опасаются, но за спиной шепчутся. Иногда краем уха ловлю слова «коммерция» – это про миллионные тиражи, «волк-одиночка» – это о принципиальном желании не примыкать ни к какой группе.
– Как бы вы сами определили то, что делаете?
– Продолжаю традиции русской литературы, но в современной реальности, исключающей веру в чудо. А без этой веры нет национальной психологии – образа мышления и манеры поведения.
– Своим главным романом считаете...
– Ещё не написанный.
– А главная неудача? Наверняка ведь была такая книга, на которую возлагались большие надежды, но...
– Все романы, сегодня обречённые на неудачу, лежат в столе, и их, кроме меня, ещё никто не читал. Наступит час, когда я сам их опубликую, если жив буду. Или мои соратники это сделают. Иные плоды следует вкушать нормальной спелости, иные перезревшими, а иные и вовсе недозревшими. Сорви с ветки и дай сегодня – будет скулы сводить.
– Вы ведь ещё и издатель. А какие цели ваше издательство преследует, на какие средства существует, для чего вообще было создано?
– Ну, издатель я самый молодой в России. Вместе с единомышленниками создал «Страгу Севера» под конкретный проект «Сорок уроков русского». Это не просто роман-эссе, это концептуальная разработка для создания этимологического словаря русского языка, для чего я привлекаю молодых учёных-лингвистов, разделяющих новый-старый взгляд на Дар Речи. А задача – вернуть ему образовательное начало, коим он обладал в период бесписьменной культуры, сделать важнейшим образовательным инструментом. На первое издание «Уроков» собирали средства с миру по нитке, заодно протестировали общество. И должен вам заявить: величие нашего народа не удалось подорвать никакими революциями и реформами. В обществе, где проповедуется культ рубля, за неполных три месяца мы собрали пожертвования для издания не только романа-эссе большим тиражом, но ещё и для художественного оформления двадцати первых детских сказок-уроков. Когда же прекратили приём пожертвований, последовал шквал писем с единственным требованием – продолжать начатое дело. Наши соотечественники, в том числе и зарубежные, проголосовали рублём за самое ценное и вечное нашей культуры – Дар Речи. С этой же целью был создан культурный фонд «Первое Слово», с помощью которого мы и начинаем работу над этимологическим словарём.
Беседу вёл Игорь ПАНИН
Три обязательных вопроса:
– В начале ХХ века критики наперебой говорили, что писатель измельчал. А что можно сказать о нынешнем времени?
– Современным критикам, особенно нынешним, конъюнктурным, трудно или даже невозможно оценить качество современной литературы, особенно мировоззренческой. Вопрос заключается в критериях оценки, глубоко политизированной и чуждой национальным особенностям этноса. В начале ХХ века мы это уже проходили.
– Почему писатели перестали быть «властителями дум»? Можете ли вы представить ситуацию «литература без читателя» и будете ли продолжать писать, если это станет явью?
– К счастью, русская литература вечна, как и высший образовательный инструмент – Язык. А писатели перестали быть властителями дум по одной причине – не узрели открывшегося окоёма, то есть нового горизонта. И по старой, ещё советской, кальке ушли в конъюнктуру: вместо производственной прозы, восхваляющей руководящую роль партии, стали писать про руководящую роль церкви. Да ещё называть это духовной литературой! Был герой – рабочий, колхозник, коммунист, стал благородный бывший зэк, милиционер, священник. Примитивизм мышления напрочь отвратил читателя от эдаких дум писателя. Какая удивительная по глубине перекристаллизация разума совершается! Какими новыми красками и оттенками сверкают самоцветы вечных чувств!
– На какой вопрос вы бы хотели ответить, но я его вам не задал?
– Есть ли жизнь на Марсе? По-моему, есть!
Литературная газета № 32-2013
|