Правительство намерено продолжить борьбу с убыточной для бюджета практикой, когда граждане не оформляют в собственность здания на своих участках. Минфин в "Основных направлениях налоговой политикина 2017-2019 годы" предлагает обложить такие постройки налогом. В кадастре недвижимости (ГКН) не указаны правообладатели 38% зданий — но перспективы взимания такого налога туманны: платить его может только собственник, и как решить эту проблему, власти пока не знают.
Налог на недонедвижимость
Минфин предлагает взимать налог на имущество с владельцев земли, поставивших здание на кадастровый учет, но не оформивших право собственности на него. Идея содержится в опубликованном вчера проекте "Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы" (подробно "Ъ" писал о нем вчера). Сейчас без регистрации права собственности начислять налог нельзя, до завершения строительства строение не считается имуществом, а регулирование сроков стройки невозможно.
От регистрации прав собственности на недвижимость по этой схеме уклоняется значительное число граждан — как сообщили "Ъ" в Минэкономики, на 4,4 млн участков, выделенных физлицам для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), нет зарегистрированных зданий. Компании избегают регистрации построек реже — такая проблема выявлена на 57,7 тыс. участков юрлиц для жилищного строительства и на 141,2 тыс. участков для ИЖС. "Под жилищное строительство выделяется около 10% экономически активной территории РФ, 16,5 млн га. Их неиспользование приводит к дефициту земли под жилую застройку в отдельных регионах",— обеспокоены в Минэкономики.
В Росреестре "Ъ" сообщили, что в начале года доля объектов капстроительства, в отношении которых в ГКН нет данных о правообладателях (включая временные объекты), составляла 38%.
Число граждан, которых затронет инициатива Минфина, в Росреестре оценить затруднились — регистрация прав проводится по заявлению физлиц или юрлиц, и до его подачи с точки зрения закона на участке ничего нет. По словам источника "Ъ", знакомого с обсуждением законопроекта, это обстоятельство делает администрирование такого налога "абсолютно невозможным". "Дело в том, что у Росреестра нет возможности увязать данные о таких домах с данными о собственниках земли, на которой они построены",— говорит он. Формально собственник недвижимости на участке и собственник земли могут быть разными — как при аренде земли, договоры которой Росреестром не регистрируются. Возможно, ситуацию исправило бы изменение порядка строительства — сейчас наличие недостроенного с правовой точки зрения сооружения (то есть здания, собственник которого еще не обратился в Росреестр с заявлением) Росреестр может обнаружить лишь случайно. Регистрация начала стройки могла бы исправить ситуацию. При этом суды в РФ вполне признают незавершенные объекты строительства имуществом, но с точки зрения налога на недвижимость незарегистрированные дома просто не существуют как недвижимость и относятся к движимому имуществу как набор стройматериалов.
"Идея обложения такой недвижимости давно витает в воздухе, но нет ясности, как будет осуществляться начисление и взимание налога",— говорит руководитель проектов АКГ "МЭФ-Аудит" Александр Овеснов. Ситуацию усложняет необходимость оценки, особенно недостроя. Впрочем, советник налоговой практики адвокатского бюро "Иванян и партнеры" Марк Ровинский не видит особых препятствий. "Законодатель может найти подходы — уйти от уведомительного порядка начисления налогов или ввести обязанность плательщика заявлять в налоговые органы о незарегистрированном доме",— говорит он.
Это уже не первая идея властей по выводу недвижимости из тени. В октябре 2014 года Минэкономики пыталось снизить количество незастроенных участков под жилищное строительство поправками о шестикратном увеличении земельного налога при затягивании стройки более чем на пять лет (см. "Ъ" от 6 октября 2014 года). Проект, сообщают в Минэкономики, находится в Белом доме