Успенский храм, увенчанный огромным величественным шатром, был одним из самых высоких в Карелии. В рассветных и закатных лучах он напоминал громадную свечу. Кто думал, что эта свеча сгорит всего за 15 страшных минут?..
Внутри храма сохранялся барочный иконостас – к сожалению, без икон: по некоторым сведениям, их изъяли финны во время Великой Отечественной войны. Но сохранилась замечательная композиция на потолке: Христос-Архиерей и двенадцать апостолов. Резные столбы внутри храма символизировали Древо Жизни. Теперь ничего этого нет.
Помню службы в этой церкви: полный храм, старики и молодежь, живые, радостные лица
Мне довелось в начале-середине 1990-х годов молиться, петь и читать в этом дивном храме. Самые первые службы в нем начались летом 1991 года, что явилось заслугой отца Льва Большакова, в прошлом известного археолога, назначенного в Кондопогу покойным митрополитом (тогда епископом) Петрозаводским Мануилом. Богослужения в нем совершались только летом, в другое время они проходили в новом зимнем храме, в самой Кондопоге. Живо помню эти службы: полный храм, старики и молодежь, живые, радостные лица. В эпоху падения российской государственности православная вера давала смысл жизни, она позволяла преодолевать трудности и проблемы того непростого времени. Удивителен был приход, собранный отцом Львом: с одной стороны – ветераны войны, бывшие ссыльные. Например, матушка Елена, первый чтец в храме. В годы войны она была операционной медсестрой в госпитале. Маленькая, худенькая, она днями и ночами стояла у операционного стола, временами чуть не падая от усталости. Или первый староста храма Михаил Романович, инженер из ссыльных, человек кристальной честности и кристальной веры. А с другой стороны – молодежь, студенты, школьники, для которых храмовая жизнь была глотком свежего воздуха посреди серой, тяжелой, временами свирепой повседневности.
Протоиерей Лев Большаков
К отцу Льву в Успенский храм часто приезжал владыка Мануил, временами привозил целый автобус подарков для прихода. Приезды владыки всегда были радостью, его доброта и внимание привлекали многих. Митрополит Мануил и отец Лев были духовными чадами известного петербургского священника Василия Лесняка, и во время их совместного богослужения живо чувствовалась атмосфера духовного братства. Временами приезжали именитые гости из-за рубежа, например известный богослов и византинист протоиерей Николай Озолин. В 1993 году отец Лев собрал научную конференцию, посвященную Успенской церкви, и выпустил сборник ее докладов. В том же году со своими прихожанами он отправился в экспедицию в Псков копать церковь Успения с Запсковья. Это была не просто научная или рабочая поездка, это была единая церковная жизнь – с общей молитвой, общей трапезой, общим трудом, паломничеством к псковским святыням (в том числе в Псково-Печерский Успенский монастырь).
В Кондопоге практически сразу появилась церковно-приходская школа и для детей, и для взрослых. Отец Лев собирал прихожан по четвергам для чтения Евангелия и его разъяснения. Его супруга, матушка Юлия, создала иконописную мастерскую. Жизнь вокруг храма, вокруг Евхаристии и слова Божия – вот что можно было сказать о кондопожском приходе.
А вокруг храма бушевали волны житейского моря, временами весьма свирепые. Вспоминается один эпизод: к отцу Льву пришел заключенный, которого выпустили на побывку за хорошее поведение. Батюшка с ним побеседовал, посоветовал, как готовиться к крещению, и порекомендовал креститься при следующей побывке. Но этому не суждено было свершиться: заключенного убили, когда он вернулся на зону. Другой случай: когда отец Лев ехал венчать в Успенском храме своих прихожан, на дороге он увидел разбившегося мотоциклиста, погибшего из-за собственного неразумия и лихачества.
Карелия – не только депрессивный регион с высоким уровнем безработицы и большим количеством тюрем и зон, но и место духовной брани, где встречались и колдуны, и экстрасенсы, и сатанисты. Показательна была некая баба Клара, экстрасенс, которая рекомендовала своим пациентам вначале сходить в церковь (желательно подойти к Причастию!), «подзарядиться энергией», а потом прийти к ней. Были и более откровенные колдуны, с ненавистью относившиеся к Церкви.
Поэтому подросток-сатанист появился не из пустоты. Влияние интернета, разумеется, не стоит сбрасывать со счетов, однако вряд ли он действовал один, исходя из своих личных эмоций. Не исключено, что за ним стояли взрослые дяди, которые объяснили ему, что, поскольку он несовершеннолетний, ему ничего не будет. На то, что уничтожение Успенской церкви было заранее запланированной акцией, показывает и продуманный способ действия подростка, и известие о том, что он получил какое-то сообщение на планшете, и многое другое. Надеемся, что следственные органы не спустят дело на тормозах, не свалят все на неадекватного подростка и найдут вероятных заказчиков этого гнусного преступления.
Гибель Успенской церкви – уникального исторического памятника – стала возможной и в результате небрежения карельских властей. Несмотря на неоднократные сигналы, храм так и не был оснащен системой автономного пожаротушения. Церковь не была окружена оградой, не говоря уже о системе видеонаблюдения. Красноречивый факт: трижды правящие архиереи Карельской епархии (вначале митрополит Мануил, затем митрополит Константин) обращались к властям Петрозаводска с просьбой разрешить строительство храма Всех Карельских святых на территории епархиального управления – и трижды следовал отказ. В последний раз с формулировкой: необходимо рассмотреть, а нужен ли такой храм Петрозаводску?
Сейчас некоторые публицисты говорят о нашей вине в этом событии. Действительно, мы все виноваты, потому что допускаем практически легальное существование сатанистов в нашей стране, свободное функционирование их сайтов, беспрепятственное распространение их музыки и символики, безнаказанное действие их адептов. Вспомним убийство оптинских монахов, которых умертвил сатанист Аверин. Дело спустили на тормозах, объявив его психически неполноценным убийцей-одиночкой. И даже сравнительно недавние убийства в Южно-Сахалинске не отрезвили общество.
Успенская церковь в огне
Правоохранительные органы почему-то не проявляют желания серьезно расследовать подобные случаи, предпочитая все списывать на ненормальных преступников-одиночек и не придавая должного значения сатанинским организациям. Между тем они изначально являются экстремистскими по своей сути и своей целью ставят не просто «оскорбление религиозных чувств верующих», но, в конечном счете, уничтожение религии и физическое уничтожение самих верующих. Надеемся, что в основе подобного небрежения властей лежит недопонимание социальной опасности сатанизма. К сожалению, на власть имущих давит либеральная парадигма, согласно которой должны расти все цветы, даже если это «цветы зла». К чему подобная идеология может привести, понятно: если огород не пропалывать, он зарастет чертополохом.
В образовании торжествует потребительский подход, а ученик-потребитель «съест» любую идею
Следующая наша вина в том, что мы допустили торжество потребительского подхода в образовании. Бывший министр образования Фурсенко заявил: «Советское образование занималось воспитанием личности. Мы должны работать над созданием компетентного потребителя». И был создан такой ученик-потребитель, который ест все подряд на информационном поле, подобно известному животному с копытцами и пятачком. Чему удивляться, если зачастую подобные потребители наедаются ядовитых «цветов зла» и затем, звонко цокая копытами и повизгивая на весь интернет, мчатся к обрыву, за которым – погибель?
То же произошло с кондопожским поджигателем, питавшимся теми духовными помоями, которые предоставляла ему Всемирная сеть, и наткнувшимся на сатанинские информационные продукты. Если бы он мог внимать советам, можно было бы посоветовать ему признаться в содеянном и покаяться. В противном случае его единомышленники могут сделать из него и мертвого героя – принести в жертву сатане, что часто происходит в подобных сообществах и что так часто списывается на обыкновенные самоубийства. Только вряд ли подросток сейчас способен что-то слушать: он весь раздувается от гордости за совершенный поступок, считая его геройским. Но по сути ничего геройского тут нет – тут трусость и подлость. Попробовал бы этот паренек полезть с канистрой на Сбербанк или на мечеть… Понятно, что бы от него осталось. А пойти на беззащитную, по сути дела не охраняемую старинную церковь – можно… В интервью местные жители назвали этого парня «козлом». Увы, в духовном плане это определение точное: если ты поклоняешься существу с козлиной головой и рогами, то и сам становишься подобен ему.
Сознание, ориентированное только на настоящее, в котором нужно брать от жизни все, не может не порождать преступлений
Еще одна наша вина в том, что мы создали общество, где распространено неуважение и равнодушие к исторической памяти, к памятникам культуры и древним святыням. По сути дела создание постмодерна не подразумевает ни прошлого, ни будущего. Прошлое постоянно меняется, «конструируется» или «деконструируется» по потребе власть имущих; будущего нет. Остается настоящее, в котором нужно брать от жизни все. В том числе то, что плохо лежит. Подобное сознание не может не порождать преступлений, в том числе подобных кондопожским.
И, наконец, самая наша главная вина состоит в создании общества, где не могут не произрастать ядовитые цветы сатанизма, если это общество построено на поклонении маммоне, золотому тельцу. Как точно сказано в опере «Фауст»: «Люди гибнут за металл. / Сатана там правит бал».
В Евангелии определенно сказано: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24). Служение маммоне ведет к погибели. Святитель Николай (Велимирович) пророчески сказал: «Надеявшиеся на золото умерли с голоду. Надеявшиеся на железо погибли от железа». Пожар в кондопожской церкви – знак и призыв к покаянию всего нашего общества, если мы не хотим, чтобы это пламя перекинулось на наши дома и города. Ведь тогда дело не ограничится сожжением одной церкви. Поэтому изменимся и покаемся, то есть преобразим наш ум, отсечем от него страсти гордости, злобы, гнева, лености, сребролюбия и своекорыстия, которые погубили прекрасный Успенский храм Кондопоги.
10 августа 2018 года 15-летний сатанист поджёг уникальную деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге. За два года до этого подросток заинтересовался оккультной символикой, подписался на рассылки открыто существующих во ВКонтакте сатанинских групп. Со временем его интерес проявил себя открыто... О том, что ничто в нашей жизни не проходит бесследно, что невозможно погрузиться в виртуальный мир греха и сатанинских символов и выйти оттуда неоскверненным, рассуждают постоянные автора портала Православие.Ru. Берегите детей!«Ничто не проходит бесследно»
— В жизни человека есть закон: ничто не проходит бесследно. Невозможно попробовать наркотик и остаться прежним. Невозможно смотреть на скверные картинки и не стать искушенным. Невозможно просто рисовать, хранить, изучать сатанинские знаки и символы — и остаться свободным от них. Подросток, совершивший поджог храма, судя по имеющимся данным, уже как два года увлекался черной магией. Обращение к сатанинской тематике произошло в 13 лет. Подростковый возраст – время обособления от родителей. Нередко выражением этого служит бунт, протест, самореализация вопреки устоявшимся нормам взрослых людей. Но есть бунт в пределах допустимого: когда подросток, что ему ни скажи, вроде бы против, ему твои слова не указ, но он всё равно остается в семье. А есть бунт губительный, потому что есть то, что губительно само по себе, в приложении к любому возрасту.
На странице в социальной сети упомянутого подростка присутствует весьма темная, мрачная тематика, например: «дьяволопоклонничество», «орден тьмы», «массовое распространение каннибализма». Неужели это могло пройти бесследно? Возможно, в 13 лет он увлекся этим из любопытства, не имея в силу возраста рассудительности, будучи лишен духовной опоры. Но к чему это привело? К откровенному преступлению, а прежде всего, к деформации его собственного внутреннего мира. По имеющимся сведениям, уже через год своего увлечения подросток впадал в сильные приступы гнева, а потом открыто заявил, что хочет сжечь храм. Вот что значит увлечься сатанинской символикой. Не бывает просто знаков, символов или девизов. Всякий символ хранит в себе какую-то идею. Нет просто идей самих по себе, они не витают абстрактно в воздухе. Идеи посредством зримых символов поселяются в головах, а поселившись в голове, идеи воплощаются в жизненных поступках. Это всегда печать на твоей душе, вектор жизненных стремлений, а еще и призыв к действию.И символ, и знак, и краткий девиз несут в себе определенную информацию-установку, способную поменять твой душевный настрой. Если в твоих текстах, интернет-страницах, компьютерных играх – кровь, бунт, насилие, то это уже входит внутрь, приготовляет и тебя самого к насилию.
Еще скажу, что сатанизм – это не просто отвержение Бога, это воинственный протест. Это – активное зло, стремящееся уничтожить то, что созидали другие. Сатанизм старается активно воплотить все мыслимые и немыслимые антиподы Богу. Бог есть Жизнь, поэтому сатанист воспевает смерть. Бог есть Любовь, поэтому сатанист превозносит ненависть. Бог ; Творец, поэтому сатанист исповедует разрушение. Неужели мы думаем, что существующие секты подобного толка безобидны и не губят души попадающихся им подростков?
А начинается всё с простого любопытства к заманчивой тематике тайного знания.
Поэтому, если ты садишься из любопытства посмотреть какие-нибудь «битвы экстрасенсов» или проявляешь интерес к заговорам и заклинаниям, всё это не пройдет бесследно, незаметно для себя ты сам будешь включаться в стихию магии и темных сил. Если ты погрузился в мутный водоем, то неужели выйдешь оттуда сухим и чистым?
Как же нам всем нужна осторожность, а особенно нашим детям, нашим подросткам!Господь, попуская такие события, набатом призывает нас остановить всем миром
пропаганду греха и зла
Горькое и вдвойне прискорбное произошло событие: подросток-сатанист сжег старинную деревянную церковь. Но неизвестно ещё, что прискорбнее: то, что сгорела церковь, или то, что среди нас живут пятнадцатилетние убежденные сатанисты. А вернее, можно с уверенностью сказать, что именно второе неизмеримо более горько, — настолько, насколько жизнь человека важнее любого, даже самого ценного объекта культуры.
И вот здесь надо сказать одну вещь. Не сжег бы он эту церковь, если бы это не было попущено Богом. Вот в чём дело! Как не уничтожили бы в 1904 нашу национальную святыню — Казанскую икону Божией Матери. Но тогда возникает вопрос: а в чём же смысл этого попущения? А, может быть, в том и состоит, чтобы мы задумались об общем состоянии нашей духовной и нравственной жизни, когда фактически ребенок, во-первых, оказывается с легкостью вовлечен в сатанинские игры и не находится людей и возможностей для того, чтобы его остановить в самом начале этого его опасного пути. Остановить не в том даже смысле, чтобы за руку схватить (хоть, возможно, и это принесло бы в своё время благие плоды), но в том, чтобы помолиться за него, поговорить с ним, открыть правду об опасности заигрываний со злом.
Второе, на что хочется обратить внимание: это как легко и быстро ребенок может в буквальном смысле этого слова погрузиться в глубины ада под невнятное бормотание о толерантности и свободе распространения информации. И мы знаем по страничке ВКонтакте этого мальчика, что он был подписан чуть ли не на 60 групп сатанинской направленности. Я убежден, что государство должно приложить все зависящие от него меры к тому, чтобы максимально затруднить подростку, да и всякому вообще человеку, доступ к тому, что мы признаём социальным и нравственным злом, и напротив — максимально содействовать приобщению человека ко всему действительно разумному, доброму и вечному. То есть я хочу сказать, что это должно быть несомненно нашей общей, стратегической задачей, нельзя вопросы духовного и душевного здоровья отдавать на откуп «рынку». В реальности же, в угоду непонятно кем навязанной нам идее «свободы», дети и подростки имеют практически неограниченный доступ к источникам растлевающей и разрушительной для психики информации
Ну и третье, на что хочется обратить внимание: это просто катастрофическое разрушение института семьи, которое тоже происходит во многом в результате пропаганды ценностей «свободного» мира — с его идеологией эгоцентризма и гедонизма, принципа «бери от жизни всё». Когда ребенок, выпадая из традиции доброй семейственности, фактически оказывается один на один с бездной, которой он не в состоянии противостоять. Вот и напрашивается вывод, что Господь, попуская такие события, набатом призывает нас остановить всем миром пропаганду греха и зла, отбросив ложные политесы и заигрывания со «свободным» миром, который лежит во зле. И, опять же, всем миром озаботиться охранением и укреплением духовного и нравственного здоровья наших детей.