«Спустившись с звезд, сердца людей тревожить…»
Самой
большой загадкой в культуре является загадка поэта. Кто он? Для чего
он приходит в мир? Как ему удаётся выразить огромный мир?
Существует много концепций поэтического творчества, много
литературоведческих и философских теорий, но ни одна из них не даёт
истиной разгадки феномена поэта. Очевидно, ответ на вопрос о своём
предназначении может дать лишь сам поэт.
Истинная красота
редкостна, потому что она – чудо, миф. Для ребёнка в сказке условное
становится безусловным, какими бы «соками» он ни питался. А сок един,
великий, вечный мир Божий, сотворённый безначальным Отцом нашим. Тот
человек, которого задумал Господь, он пульсирует в нас, живёт, только
его надо высветлить, и Ю. Б. Скрипкин пришёл в мир, чтобы разбудить в
нас искру Божию, в этом долг, залог и назначение любого поэта в мире, и
его нескромное желание:
Я хочу чтоб в каждом человеке
Было Царство Божье – Вечный Май,
И поэты призваны от века
Петь о жизни, бьющей через край!..
Писать
стихи Юра начал ещё в школьные годы, но по-настоящему развить свой
поэтический дар ему удалось чуть позже. Первый сборник его
стихотворений «Вдохновение» вышел в 1994 год при содействии членов
клуба лит. объединения «Вдохновение» Саранского
приборостроительного завода. В 1998 году вышла в свет его вторая
книга стихотворений «Лампада». После публикации в «Известиях
Мордовии» очерка «Дом с мезонином» по достоинству оценил незаурядный
поэтический дар Юрия Скрипкина, проникся его нелёгкой судьбой,
это - директор республиканской типографии «Красный Октябрь»
Валерий Михайлович Грызулин, благодаря которому вышли книги поэта
«Цветы земли» (2000 г.), «Грани Жизни» (2007 г.). В 2003 году
Мордовским книжным издательством была издана его книга «Долина
жизни», тиражом в 1000 экземпляров, - это первая встреча автора с
широким кругом читателем. Ранее издаваемые книги выходили небольшими
тиражами. Его творчество представлено также множеством
самиздатовских сборников, подготовленных самим автором небольшими
тиражами.
Творческая атмосфера, царившая в семье Скрипкиных,
несомненно способствовала тому, что старший, Игорь, стал
профессиональным художником и архитектором, а младший, Юрий, - поэтом. И
по выражению самого поэта, читая книгу «Изгнанники судьбы: из жизни
инвалидов»: «Немалую роль в моём становлении как личности сыграло,
вероятно, и моё внимательное отношение к религиозно настроенным людям…
Наконец, моя собственная заинтересованность и активность, внимание к
жизненным впечатлениям, отрешённость от суеты сует ( хотя
суетиться приходилось много…). Была некоторая камерность быта,
когда отсутствовали обыкновенные развлечения и удовольствия. Я думаю,
что даже моя «избирательная» глухота в какой-то мере тоже служила
стимулом к умственному развитию, душевного и духовного внимания к
явлениям внешнего мира».
В его первых стихотворениях уже слышится
самостоятельный голос будущего большого поэта, горячо любящего и
остро чувствующегося родную природу во многих, часто уловимых, оттенках.
Нам открывается прекрасный мир цветов, звуков, запахов. Сравнения
и метафоры помогают Скрипкину раскрыть его в своём естественном
многообразии: Помнишь ли ты поле золотое
В час, когда в туманном молоке
Распускалось в небе заревое
И тонуло в сумрачной реке?..
Россия
представляется поэту как бескрайние просторы родных по- лей, лугов,
лесов, рек и озёр, наполненных многоголосыми звуками, окрашенными в
переменчивые цвета, со своими запахами и всем, что составляет
чувственный мир, находящийся в постоянном движении и изменении: то
ослепительно белый, с воем и свистом метели, то ярко-зелёный, то
багряный и рыжий, подчас закованный в лёд и разливающийся половодьем,
то хмурый и пасмурный, а то алый, бесконечно глубокий, в лучах зорь и
зарниц.
Лирический талант Юрия Скрипкина виден даже в
оформлении строк, строф и отдельных стихотворений. Радость и горе,
буйство и печаль, наполняющие его стихи, он выражает немногословно,
добиваясь выразительности в каждом слове, в каждой строке:
Где-то капает с ветки, а где-то
Шевельнулась вода под кустом…
Жизнь в лесу и до полного света
В прикровенности дышит кругом!
Любое
движение и чьё-то дыхание, и даже движение воды под кустом, поэт
улавливает внутренним чутьём, данный ему свыше, хотя сам он плохо
слышит и редко бывает на природе из-за своего недуга, тем не менее, с
какой любовью он пишет о жизни. Он всецело отдаётся этой любви,
будь это цветок или близкий человек, друг или любимая женщина.
Да, да женщина! Может мой читатель будет удивлён?! Но я посоветую
вам прочитать его стихи. Он пишет именно о ЛЮБВИ!
Жизнь
без любви – не жизнь, а существование. Без любви жить невозможно. Для
того и дана душа человеку, чтобы любить. Но не каждый умеет любить
по-настоящему. Ведь не все, кто говорит «люблю», на самом деле любят.
Настоящая любовь – это не что иное, как желание счастья другому.
Любовь на всю жизнь – это и есть настоящая любовь. Именно в ней
заложены чувства искренности и доброты.
Вообще любовь имеет
удивительную способность: чем больше человек любит, тем больше
становится его чувство, тем больше может объять его душа. Когда любовь
искренняя, неэгоистичная, то она объемлет весь мир. Такой является
любовь Скрипкина. Его огромное сердце вмещает в себя мир. Возможно,
поэтому любовь его, теснясь в земных рамках, рвётся наружу:
Как некий таинственно-дивный
Возвышенно-радостный мир,
Меж чёрных метелей и ливней
Вдруг чистый мелькает эфир.
К нему устремляясь душою,
К богам поднимая глаза,
И сам на мгновенье звездою
Вдруг вспыхнешь, как та бирюза…
Но
вместе с радостью, как известно, любовь приносит и страдания.
Душевные переживания, муки поэта так же сильны, как сильно его чувство. В
какой-то степени он – пленник своего предназначения. Многие люди
внутренне противятся тому, что вынуждены всю свою жизнь быть именно
теми, кем назначила их природа. Никто не может поменять себя, что бы
человек ни сотворил со своим характером или внешностью, он по сути
всё равно остаётся собой. Переживание такой личности, как
Скрипкин, гораздо более глубоко, как человеку с ограниченными
возможностями; (в движении, чёткого восприятия мира через органы
слуха и дара понятливой речи) замкнутого в четырёх стенах , где
общении с людьми для него большой праздник, где каждому приходящему
он искренне рад и приветствуя своих друзей и зна- комых он с
восхищением, как Серафим Саровский, всегда восклицает:
«Здравствуй,
мое солнце! Здравствуй, моя радость!» И тем не менее его дом – это
его дом культуры, музей изобразительных искусств и его Храм Божий, а он
человек глубоко религиозный и его любовь – это Божья любовь ко
всем нам. И его талант поэта – это талант от Бога, который не
принадлежит ему самому. Его миссия более ответственна перед
миром: Быть «сверхпроводником» не каждый сможет.
Не каждый может Вестником в ночах,
Спустившись с звёзд, сердца людей тревожить,
Вселенной волю излагать в стихах.
Поэтический
плен – это несомненно и свобода, которой не хватает многим
другим людям, у которых это счастье спрятано так, что они не могут его
отыскать, а может, не пытаются. Но Юрий Скрипкин, которого
заливает эта безудержная сила, принимает её, сам отдаваясь её воле, и
становится её частью: «Работай, работай, работай!» -
Мне сердце моё говорит.
Как счастлив и светел в работе
Кто много, упорно творит!..
Его я внимаю завету,
И в приступе творческих мук
Всё тянется к Вечному Свету,
Как бабочка к лампе, мой дух.
И
только работа, чтение книг, размышления о судьбе Отчизны, спаса- ют
поэта от тяжких страданий, ибо только в работе утихает боль и го-
рестные мысли тают в неземном пространстве.
Юра Скрипкин не
только поэт, («Поэт в России – больше чем поэт…»), он и
публицист, и философ. Философские представления поэта – это его
вера в высший вселенский разум, имеющий божественное происхождение,
разлит повсюду, существует изначально и будет существовать вечно.
Он заключён во всех больших и малых телах, рассеянных в космосе, но
своё самосознание, самопостижение он может осуществить, лишь воплотясь в
человека.
Именно наделённый разумом человек, способный
мыслить и чувствовать, может оценить и величие Вселенной, и её
могучие вечные законы и осознать своё место в этой гигантской и
стройной системе, которая является непостижимой для любых других
живых существ. И где «Огненный Мир» в его понятии – «Высший, Духовный
мир»:
Моя озвучивает лира
Сигналы Огненного Мира
И в этой жизни на Земле
Хожу по праху и золе.
Напрасно всюду на Земле
Разделены мы все во зле:
Ведь всё поёт под Небесами,
Что БОГ ЕДИН над всеми нами!..
О чём бы ни писал Юрий Борисович Скрипкин – об отвлечённом или глубоко
личном, его стихи всегда вызваны к жизни реально существующими
обстоятельствами, подлинным внутренним велением. Правда чувства и
честность слова – вот для него высший завет искусства. И не смотря на
все тяготы жизни, ни одной жалобы на суровый жизненный приговор.
Напротив. «Я благодарен, Господи, тебе за все страдания, приступы и
боли, и за любовь, подаренную мне».
Иван Водяков
|