Коллоквиум с представителями Ассирийской Церкви Востока состоялся 24 октября в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии. Перед заседанием для гостей была проведена краткая экскурсия по СПбДА.
Собеседование прошло в рамках работы комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока. Ее сопредседатели - епископ Краснослободский и Темниковский Климент и епископ Калифорнийский Мар Ава Ройел.
Участниками встречи также стали заведующий библиотекой СПбДА архимандрит Стефан (Садо), секретарь по межхристианским отношениям ОВЦС МП иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудник ОВЦС Сергей Алферов, клирик ассирийского храма святого Андрея в Гленвью (Иллинойс, США) хорепископ Джордж Кэнон Тома, помощник секретаря Священного Синода Ассирийской Церкви Востока священник Эфраим Алхас, клирик епархии Северного Ирака и СНГ диакон Роланд Биджамов.
"Наше собеседование будет происходить в режиме ознакомления и, вместе с тем, прямого и открытого диалога, в продолжение которого мы сможем обсудить позиции Церквей", - сказал, открывая собеседование, проректор по учебной работе протоиерей Константин Костромин.
Он зачитал приветствие ректора СПбДА епископа Петергофского Серафима.
"Санкт-Петербургская духовная академия известна своим интересом к древневосточным христианским традициям, а также значительным вкладом в становление диалога с древними церквами Востока, контакт с которыми установился более ста лет назад. Известные профессора нашей академии - Иван Троицкий, Василий Болотов, Александр Бриллиантов - в дореволюционный период активно занимались данной проблематикой и определили повестку дальнейших историко-богословских встреч на десятилетия вперед. Важно отметить, что в период советских антирелигиозных преследований духовную академию города на Неве спасло создание в середине 1960-х факультета африканских студентов, часть из которых принадлежали к дохалкидонским церквам. В 1970-е специалисты из нашей академии активно участвовали в собеседованиях с Сирийской, Армянской, Коптской Церквами, что заметно способствовало взаимному обогащению не только в плане лучшего понимания богословских особенностей обеих сторон, но и определению новых тем и проблем, усилению прямых контактов между христианами различных традиций. На этом поприще плодотворно трудились профессора духовной академии Николай Заболотский и протоиерей Ливерий Воронов. Начинающиеся ныне богословские собеседования открывают новую страницу в диалоге между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока. Уверен, что всесторонне знакомство досточтимых гостей с духовным наследием русского православия будет способствовать динамичному развитию профессионального богословского диалога, который, надеемся, приведет к лучшему пониманию позиций друг друга и братскому сближению", - говорилось, в частности, в послании.
Епископ Краснослободский и Темниковский Климент выступил с сообщением о текущем уровне двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока и о деятельности комиссии. Он рассказал, что договоренность об учреждении комиссии была достигнута на встрече Святейшего Патриарха Кирилла и Предстоятеля Ассирийской Церкви Востока Святейшего Патриарха-Католикоса Мар Дынхи IV 28 мая 2014 года. Владыка Климент представил членов комиссии, особо отметив, что диакон Роланд Биджамов - наш соотечественник, и ассирийская церковная община уже не одно столетие является одной из традиционных христианских конфессий России.
Владыка подчеркнул, что, несмотря на то, что представители Ассирийской Церкви Востока принимают участие в богословских конференциях в ОЦАД, что реализуется проект студенческого обмена, что существуют совместные социальные проекты, богословского диалога между нашими Церквами никогда не было.
"Не определена даже возможная повестка такого диалога, - сказал владыка. - Сегодня наши знания друг о друге зачастую все еще лежат в плоскости взаимных стереотипов, от которых, очевидно, нельзя отталкиваться в таком важном начинании. Представляется, что нашей основной задачей на данном этапе является определение перечня тех богословских вопросов, которые в настоящее время остаются предметом разделения или взаимных недоумений. Разумеется, это возможно лишь посредством живого совместного обсуждения с участием специалистов-теологов как из Русской Православной Церкви, так и из Ассирийской Церкви Востока. Надеемся, что первым практическим шагом в этом направлении станет сегодняшний коллоквиум. Поэтому просил бы всех принимать в нем самое активное участие и не избегать задавать нашим ассирийским коллегам любые, в том числе сложные и, как может показаться, острые вопросы".
Епископ Калифорнийский Мар Ава Ройел выступил с сообщением "История взаимоотношений между Ассирийской Церковью Востока и Русской Православной Церковью". Он кратко рассказал об истории Ассирийской Церкви Востока: она образовалась во второй половине I века в Персии, ее основатели - апостол Христов Фома и апостолы Фаддей и Марий из 70-ти. Главным городом была Едесса, где хранилась икона Спаса Нерукотворного. Первым епископом Ассирийской Церкви стал апостол Марий, это произошло около 80 года. С тех пор преемство не прерывалось. Богослужебный язык - древнесирийский, он близок к арамейскому, на котором говорил Господь Иисус Христос и его ученики. Используемая в богослужении анафора Фаддея и Мария - древнейшая в христианском мире.
Ассирийская Церковь Востока принадлежит к диофизитским (то есть признает во Христе две природы, божественную и человеческую) и доэфесским: признает только Никейский, Константинопольский, частично Халкидонский соборы, в других ее представители не участвовали. Каноническая территория - Иран и другие страны Ближнего Востока. Самые большие диаспоры - в США и Канаде. Есть община и в России, с приходами в Москве, Ростове и Краснодаре.
Епископ Мар Ава Ройел особое внимание в своем докладе уделил Урмийской духовной миссии - миссии Русской Православной Церкви для ассирийских христиан с центром в городе Урмия (северо-запад Ирана). Она была учреждена в 1898 году вслед за присоединением сирохалдейцев во главе с епископом Мар Ионой к Русской Православной Церкви. В деятельности этой миссии принимал активное участие профессор Санкт-Петербургской духовной академии Василий Болотов. Миссия фактически прекратила существование в 1918 году.
Иеромонах Стефан (Игумнов) подчеркнул, что трагические события ХХ века привели к тому, что ассирийцы живут в основном в изгнании, в Ираке их мало, и что епископ Мар Ава Ройел также рожден в диаспоре. "Ассирийцы как народ и как Церковь наиболее гонимы в мире", - сказал он.
Хорепископ Джордж Кэнон Тома рассказал, что это его первый приезд в Россию. Сообщение "Таинство Святой Евхаристии в Ассирийской Церкви Востока" он посвятил традиции Ассирийской Церкви Востока со времен святых апостолов служить Божественную литургию на квасном хлебе.
Личный секретарь епископа Мар Авы Ройела священник Эфраим Алхас выступил с сообщением "Мар Бабай Великий и преподобный Максим Исповедник: христология в византийской и восточно-сирийской традициях".
Диакон Роланд Биджамов в докладе "Ассирийская Церковь Востока в России на современном этапе" коснулся истории Ассирийской Церкви Востока в ХХ веке. В годы Первой мировой войны в результате геноцида со стороны турецких властей и вождей курдских племен было уничтожено более двух третей из общего числа ассирийцев, а оставшиеся в живых были вынуждены навсегда покинуть свою родину. Часть ассирийцев англичане вывели в подконтрольный им Ирак, а несколько десятков тысяч бежали на Кавказ и в Россию, где присоединились к переселившимся туда ранее, в течение XIX века, соплеменникам. В результате антирелигиозной политики советской власти духовная жизнь ассирийцев пришла в упадок. Поскольку в СССР не было возможности зарегистрировать ассирийские церковные общины, верующие ассирийцы нередко окормлялись в Русской Православной Церкви. Все изменилось с окончанием гонений на верующих. В 1992 году была создана, а в 1993 году официально зарегистрирована московская община Ассирийской Церкви Востока, что дало возможность приглашать священнослужителей из-за рубежа. Был построен храм Пресвятой Девы Марии (Март Марьям), освященный 28 сентября 1998 года Патриархом Мар Дынха IV. В настоящее время в этом храме регулярно проводятся богослужения на ассирийском языке. Отец Роланд рассказал и о других приходах Ассирийской Церкви Востока в России, подчеркнув, что их деятельность демонстрирует успех возрождения исконной церковной традиции и родного языка у одного из самых малочисленных народов Российской Федерации, к тому же не имеющего своего собственного государственного образования.
Состоялась совместная дискуссия с участием преподавателей, аспирантов и студентов СПбДА с целью определения перечня богословских тем, представляющих актуальность для дальнейшего обсуждения в формате двусторонних богословских консультаций.
ИА "Вода живая"
|