Старшее поколение
О земледельцах сложены пословицы и поговорки, написаны песни. За масштабными цифрами количества засеянных пахотных площадей и тонн собранного урожая обычно не было зазнайства и похвальбы. За всю историю наших встреч с механизаторами, никто из них нам не сказал «я», а только - «мы»… Эти люди в большинстве своем без тени фальши и высокопарности. Сильные духом. Когда-то они задавали тон в работе, сегодня на них стараются равняться. Именно таким сильным звеном 42 года в поле был В.Я.Башмаков. Нам хочется исправить свою ошибку: «КС» незаслуженно обошла вниманием этого заслуженного работника сельского хозяйства РМ, за многолетний труд награжденного благодарностью министерства сельского хозяйства РФ, жизнь которого – трудовой подвиг. Пройдут годы, и старшее поколение станет историей, еще одной закрытой страницей книги под названием «Жизнь».
Виктор Яковлевич родился в многодетной и очень дружной семье в Шаверках. Его родители всю жизнь проработали на спецхозе и в бригаде местного колхоза. Отец с детских лет всех трех своих сыновей приучал к труду. Виктор не только помогал дома по хозяйству, но и в колхозе с ранних лет работал плугарем, прицепщиком, помощником комбайнера, а в свободное время отправлялся с отцом и братьями на заработки. Отец старался научить сыновей разному ремеслу: строить сараи и хозпостройки, обшивать дома. Не терпел лености. Постоянно прививал своим детям трудолюбие, считая, что мужские навыки, полученные в работе – это самое лучшее наследство. Поэтому у среднего сына Виктора, не по годам вставшего в строй с взрослыми мужчинами, с подросткового возраста возникло рвение к технике.
- Это как сейчас в памяти, - говорит В.Я.Башмаков. - Окончил 9 класс школы, перевели меня в 10-й класс, а я уже в конце весны еду в городское техучилище получать свой первый трактор МТЗ-50. Не новый, уже отработавший свое на полях района, но для меня это было большим достижением – доверие, как к взрослому. На серьезные работы меня 16-летнего, конечно, не поставили. Но я осуществлял грузоперевозки между фермами: возил корма. Бок о бок работал со старейшинами – И.Сучковым, П.Зоткиным, И.Храпцовым и другими механизаторами. Они и стали моими настоящими наставниками в работе. По-доброму всему подучивали. Так что я сразу прижился в их коллективе. После окончания школы и мыслей не возникло искать чего-то нового. Учиться не хотелось, как моим братьям: один стал инженером, другой - учителем. Весной прошел школу ДОСААФ, затем отслужил в армии и вернулся на родину.
Первая запись в трудовой книжке В.Я.Башмакова появилась в 1972 году – тракторист колхоза «Прогресс». Она же стала единственной и последней. За 42 года официальной работы в поле Виктор Яковлевич сменил всего пять тракторов. На наш вопрос, какие думы одолевали его одного, сидящего за штурвалом тракторов и постоянно глядевшего на горизонт, он ответил просто: «Думал о жизни, хотелось как можно больше заработать, тогда представлялась такая прекрасная возможность, сначала с супругой мечтали о собственном жилье, потом о личном транспорте». Передовики производства тогда были в почете. Зарплата у них была одна из самых высоких, да и все самое лучшее в бытовом плане также шло им в первую очередь. В.Я.Башмаков вспоминает, что любое событие с подведением итогов работы в поле постоянно завершалось обязательным вручением галстуков и сувениров.
В 1991 году в газете «Советская Мордовия» была опубликована заметка об этом передовике производства. В духе времени журналисты сообщили тогда о мечте Виктора Яковлевича купить машину. У него в то время уже был свой мотоцикл «Урал», кстати, первый в селе. Правда, как говорит В.Я.Башмаков, ездить на нем ему все равно было некогда. Но с мечтой о своей машине он все равно не мог никак расстаться. Дом был. Дети росли. И хотелось ему купить машину. И мечта сбылась. Первым в гараже Башмаковых появился «Москвич», затем его сменила «копейка» и уже много лет спустя - «семерка». Последнюю свою машину В.Я.Башмаков отдал внучке. Сегодня он, в связи с болезнью, больше размышляет и подытоживает прожитое: «В сложное время мы жили, когда работали практически сутками. Тракторист постоянно был нужен не только в колхозе, но и односельчанам. Бывало еле выдержишь дневную вахту, а тебя уже ждут близкие, соседи и друзья, выстроившиеся в большую очередь, и никому из них нельзя было отказать в просьбах привезти корма, торф. И всю ночь им помогаешь, боялся кого-то обидеть, ведь у всех тогда скотины были полные дворы. Всем нужно отапливать жилье, растить детей, кормить домашних животных. Но я ведь не один такой был. У нас команда – два Алексея Тараскиных… Вместе пахали, сеяли, убирали хлеб… Да все сено наше было! Тяжело - не то слово?! И замерзали сильно за штурвалами. И жарились, как в печке. И все-таки это были интересные годы, которые вспоминаются по-доброму. Ведь работали по-ударному, но и отдыхали также. Культивация. Сев. Сенокос. Подъем зяби. Перед началом работ и обязательные районные смотры техники в ефаевских лугах. Но когда все заканчивалось, уезжали все вместе в луга. Красивая природа. Родная Мокша. Обедаем. Смеемся. Отдыхаем. Душевная разрядка была в мужском коллективе. Вспоминается это с улыбкой. Потому что мы гуляли, когда были видны плоды нашего большого напряженного труда.
Одна из лучших черт механизатора, сохранившаяся в нас до конца жизни – не хвалиться попусту. Таков был закон! Не знаю, как мы это выдержали - жить в таком напряжении столько десятилетий подряд, наверное, всё нами делалось для общего блага, и эта цель держала нас в силах».
- Считаю, что моя жизнь не прожита напрасно, - подытожил В.Я.Башмаков. - Всего себя до остатка я отдавал труду и людям. И главную заповедь отца выполнил. Детей воспитывал, как и он нас. Сын начинал в ООО «Мокша» работать зоотехником, но вернулся в механизаторы, пошел по моим стопам, работает на погрузчике. Греет душу и наш коллектив механизаторов. Ребята по улице проедут и обязательно честь отдадут – посигналят, поприветствуют, справятся о здоровье, привет передадут. Достойную смену воспитали! Я ее увидел, когда меня в столовой на пенсию провожали всем миром: инженеры, трактористы, водители. Ждал этого радостного дня. Ходить уже было сложно. И хотелось проститься и напутствовать молодых, как нас когда-то. Рад, что и сегодня есть молодые механизаторы, такие же трудолюбивые, как и мы когда-то, которые не собираются никуда уезжать от родной земли. Это в наших корнях.
|