© Столица С | Юлия Честнова
Какие тайны хранит построенное в XIX веке здание краснослободской школы № 1
Краснослободске много зданий, которые являются настоящими памятниками архитектуры. В одном из них располагается городская средняя школа № 1. В месте, где сегодня бегают озорные детишки, раньше преподавали и учились известные церковные деятели. Здесь в XIX веке располагалось духовное училище, где работал протоиерей Александр Петрович Архангельский. Это выдающийся преподаватель и организатор сделал очень много, чтобы учебное заведение стало одним из самых лучших. Чудеснейшим образом главное здание пережило революцию и период большевизма, сохранив исторический облик. Наиболее известным из воспитанников училища считается композитор Александр Андреевич Архангельский, долгие годы занимавшийся церковной музыкой и гастролировавший по России и Европе. Невероятная история дореволюционной постройки и его легендарных обитателей — в материале Анны Оправхат.
На Советской площади Краснослободска расположено уникальное здание, которое сейчас занимает общеобразовательная средняя школа № 1. Оно было возведено в XIX веке в новорусском стиле и являлось центром архитектурного ансамбля. Фасад строг и симметричен относительно главного входа. Яркая красно-белая постройка выделяется на фоне серых заброшенных домиков, принадлежавших местным жителям. В центре футбольное поле. На турнике повис школьный ранец. Мальчишки гоняют мяч. Собирается дождь. Звенит звонок, перемена закончилась. «На уроках истории мы постоянно рассказываем школьникам о том, что раньше было на этом месте, — говорит заместитель директора Надежда Новикова. — Все наши ребята знают, что учатся не в простой школе. В подвальном помещении находится краеведческий музей, который посещают многие местные жители…»
Так здание духовного училища выглядело до революции
1 / 2
В XIX веке здесь располагалось Краснослободское духовное училище, готовившее клирошан и учителей церковных начальных школ. Оно было открыто по инициативе епископа Пензенского и Саранского Амвросия Морева и представляло собой часть системы духовного образования. Организаторами учебного заведения выступили архимандрит Никон, протоиереи Федор Васильев и Николай Петропавлов, священник Михаил Иоаннов. «В 1843 году для этого выкупили усадьбу купца Абрама Муромцева, — рассказывает краевед Сергей Бахмустов. — 9 апреля 1844-го после ремонта училище было открыто. Оно являлось сословным учебным заведением, состав учеников формировался из детей священно- и церковнослужителей четырех уездов Пензенской губернии: Краснослободского, Саранского, Инсарского, Наровчатского. Со всех храмов и монастырей округа собирались средства. В 1880-х была введена пансионерская форма обучения, некоторые родители платили от 48 до 76 рублей в год. Довольно приличные суммы. В училище обучались от 190 до 240 человек. Так продолжалось вплоть до его закрытия в 1918-м. Было два класса, обучение в которых длилось два года. В низшем преподавались языки (латынь, древне-греческий, русский, церковно-славянский), катехизис, церковный устав, арифметика. В высшем — те же языки, но с преобладанием переводческой практики, священная история, полный катехизис, начала литургики, пение, цикл естественно-научных дисциплин».
При училище была приходская школа, которая выполняла функции подготовительного класса. Отчетные экзамены принимались три раза в год. Также учителя ежемесячно докладывали об успехах своих воспитанников смотрителю. Удостоившиеся аттестатов высшего и первого разрядов получали право поступления в духовные семинарии без вступительных экзаменов. Остальные должны были сдавать их вместе с рядовыми абитуриентами. Ежегодно из стен училища выходили до 30 человек, большая часть которых поступала на службу в храмы на должности псаломщиков, пономарей, дьячков. Выпускники, не получившие дальнейшего образования, могли со временем рассчитывать на рукоположение в сан диакона. Учащиеся должны были соблюдать установленные правила. За проступки они наказывались общественным порицанием, изгнанием из класса, лишением обеда или ужина, стоянием на коленях до четырех часов, заключением в карцер, а иногда и жестокой поркой лозой. Все изменилось в 1883 году, когда на должность помощника смотрителя назначили протоиерея Александра Петровича Архангельского.
Училище приняло свой окончательный вид. Было введено четыре основных класса с 5-летним сроком обучения. Приглашенные педагоги преподавали прикладные дисциплины: регентское и декоративно-прикладное искусства, словесность, основы агрономии, переплетное дело. В 1894 году по инициативе протоиерея был построен новый корпус, в котором теперь и располагается общеобразовательная средняя школа. Кроме того, Архангельский создал благотворительный комитет «в пользу недостаточных учащихся». Благодаря этому удалось значительно улучшить положение тех, кто опускался до откровенного нищенства. Дело в том, что многие недоедали. Не хватало средств, чтобы обеспечить всех полноценным питанием…
«Род Архангельских весьма интересен, — продолжает Сергей Бахмустов. — Но, к сожалению, известно о его представителях не так много, как хотелось бы. Это династия священнослужителей и педагогов. Все родственники служили в Краснослободске или ближайших уездах. Александр Петрович был сыном протоиерея Петра Афанасьевича. Родился в середине XIX века. Окончил Пензенскую духовную семинарию, а затем Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Указом обер-прокурора Священного Синода был назначен помощником смотрителя Краснослободского духовного училища. Преподавал священную историю. Серьезно занимался административной и воспитательной работой». За несколько лет протоиерей сумел заметно улучшить многие стороны деятельности учебного заведения. Он весьма ответственно подходил к педагогическому процессу. Стараниями Архангельского удалось изжить бурсаческие пережитки, создать атмосферу доверительности между преподавателями, учениками и родителями. Чуткий и заботливый руководитель стремился больше времени проводить со своими подопечными, устраивал их досуг, прививал любовь к искусству. Александр Петрович настоял на строительстве нового просторного общежития, а пока на время перевел воспитанников в здание, арендованное у Успенского женского монастыря. Помощнику смотрителя был небезразличен быт учащихся, он строго следил за соблюдениями правил личной гигиены. Священнослужитель привлек внимание общественности к ужасному положению детей из бедных семей, которые были вынуждены снимать койки в частных квартирах и питаться чем попало. Также Архангельский заведовал училищной аптекой и даже практиковал как фельдшер. Он был не меркантильным, потому полученную в 1885 году премию от духовенства, не задумываясь, потратил на обустройство комфортного существования своих подопечных. Протоиерей занимался публицистикой, печатал статьи о проблемах духовного и начального светского образования, которые выходили в «Пензенских епархиальных ведомостях» и столичном журнале «Церковный вестник». Наибольшую известность получило его сочинение о духовной культуре эпохи Петра Великого. В 1886-м Архангельский перешел на преподавательскую работу в Тамбовский Екатерининский институт, а затем служил в храмах Тамбова и Тобольска. Оттуда он продолжал посылать деньги ученикам Краснослободского училища. В 1907-м отец Александр скоропостижно скончался. Его образ до сих пор является примером настоящего священнослужителя и русского интеллигента, жившего во имя общества.
Александр Петрович Архангельский внес существенный вклад в духовное развитие жителей мордовского края
1 / 2
Краснослободское духовное училище окончил еще один представитель рода Архангельских — Александр Андреевич. Позже он стал известным композитором и хоровым дирижером… Маленький Саша появился на свет в 1846 году в селе Старое Тезиково Пензенской губернии. Приходился двоюродным братом Александру Петровичу Архангельскому. С ранних лет жил и учился в Краснослободске, потом поступил в Пензенскую духовную семинарию. В 1862-м возглавил пензенский архиерейский хор. В 1870-м поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию, одновременно учился на химическом факультете технологического института. Подлинным призванием Александра Андреевича стала музыка. С 1873-го он состоял регентом хора военных учреждений. Преподавал пение в женском Патриотическом институте, Александровском лицее, Екатерининском женском училище, Музыкальном институте, вел собственные бесплатные курсы. С 1880 года руководил сводным хором, в репертуар которого входили духовные песнопения, а также русские, славянские и западноевропейские народные композиции. Гастролировал с этим коллективом по России и странам Европы. В 1901-м создал в Санкт-Петербурге певческое благотворительное общество. В 1906 году стал главным инспектором Священного Синода по устройству церковных музыкальных коллективов. В 1923-м был вынужден эмигрировать в Прагу, где создал общестуденческий русский хор. Через год Александр Андреевич умер. Он внес в церковное литургическое пение сочетание отдельных голосов, в том числе женских, хоровых групп, а также включил в мелодию обиходные распевы и мотивы народных композиций. «Творчество Архангельского хорошо знали в духовной среде Мордовии, — говорит Сергей Бахмустов. — В начале XX века образованные паломники восторгались хором Пайгармского женского монастыря. Особенно им нравилось исполнение величания «Хвали имя Господне», которое написал Александр Андреевич».
Краснослободское духовное училище просуществовало вплоть до революции. Затем в нем расквартировали отряд красноармейцев. Со временем многие здания были варварски разрушены, а главный корпус уцелел. В декабре 1923 года в нем разместили городскую школу, которая продолжает свою работу до сих пор. Трудно сказать, что будет с остальными постройками. Возможно, в ближайшее десятилетие их вовсе не станет…
https://stolica-s.su/society/history/90107
|