Мы
будем
очень Вам признательны, если Вы разместите нашу кнопку на своём
сайте!
Опрос
В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).
Главная » 2012»Август»22 » Должность не должна менять человека. Нужно всегда оставаться самим собой
21:21
Должность не должна менять человека. Нужно всегда оставаться самим собой
Петр Тултаев — необычное явление для чиновничьей России. Каким-то образом он устоял от магического наркотика власти и не забронзовел, как многие высокопоставленные бюрократы. Хотя 1 августа могло исполниться 11 лет его пребывания в должности министра. Видимо, секрет в том, что ведомство, которое он возглавлял, отвечало за культуру. Ну, какой же из тебя культурный министр, если ты покрыт бронзой?.. В мэры Саранска не рвался. Но вышестоящее руководство оказало доверие, которое в обязательном порядке необходимо оправдать... К новой должности относится ответственно. Главное, по мнению Тултаева, быть вместе с народом, которому ты призван оказывать услуги, и слышать голос людей. В остальном — полагаться на настоящих профессионалов и хороших управленцев. C народным мэром по душам поговорила ОЛЬГА ВОРОНИНА. Мэр
Когда во время прямого разговора телефонного разговора с читателями Василий Гуслянников спрашивал вас о домоуправлениях и автобусных остановках, не было ощущения, что вы общаетесь с бывшим президентом Мордовии?
— Я о другом подумал — вот он когда-то был руководителем региона, а сейчас звонит мне, главе города, на прямую телефонную линию. Спустя годы, наверное, я так же буду кому-нибудь задавать вопросы через «Столицу С»! (Смеется — «С».) Жизнь — это сплошной круговорот, не стоит об этом забывать. И следует спокойно относиться к тому, что сегодня ты — президент, мэр, а завтра — рядовой гражданин. Мое твердое убеждение — должность не должна менять человека, нужно иметь силу оставаться самим собой.
Вы считаете, что чиновник — это наемный менеджер, услуги которого оплачивает общество?
— Это так и есть.
А двор... простите, команда городской администрации вас поддержала, когда вы пришли?
— То, что я занял кресло мэра, не означает, что все работники автоматически меня полюбили. Я не настолько наивный человек, чтобы в это верить. Я примерно представляю, кто меня поддерживает, а кто... не очень. И люди, в свою очередь, чувствуют, кем я недоволен. Но все должны знать, что я всегда ратую за здоровый, плодотворный дух коллектива. Без этого невозможно добиться результатов, как и заставить человека работать из-под палки. Работник должен быть совестливым, бояться подвести коллектив. И главное — не создавать напряженности, не сеять рознь между коллегами. С такими сотрудниками буду без сожаления расставаться. Также считаю, что деятельность чиновника состоит не в отписках, а в реальном решении проблем. Можно сидеть целый день в кабинете, исчеркать гору бумаги, а вопросы так и останутся нерешенными. Честно говоря, я это крючкотворство терпеть не могу. Задам какой-нибудь вопрос, условно говоря, своему заму, а он в бумажной форме отвечает, а ему, в свою очередь, так же — другие подчиненные. Зачем нужны эти бумажки?! Ты зайди ко мне в кабинет, ответь лично, обсуди ситуацию. Записки ничего не решат. Кто-то за моей спиной твердит: мол, смотрите, пришел из культуры, а тут канализация и прочее... Да, некоторых нюансов пока не знаю, но обязательно научусь. Я — не наивный человек, черное от белого всегда отличу. К тому же жизненный опыт говорит, что главное — не должность, а желание работать, решать проблемы и быть доступным народу. А у нас некоторые чиновники закроются в кабинетах и чувствуют себя великими. И под гнетом своего величия подчас забывают, ЗАЧЕМ приходят на работу.
А какие еще недостатки вы видите в классе чиновников?
— Наверное, дефицит человечности, сострадания, внимания к людям. Причины разные. У кого-то от напряженной работы произошло эмоциональное выгорание, а кто-то никогда этими качествами и не обладал. А если ты приходишь во власть без определенного нравственно-духовного багажа, то рано или поздно начинаешь бронзоветь, отрываться от народа. Нет для человека более сильного испытания, чем власть. Лекарство здесь одно — нужно активно идти в народ, чтобы знать его проблемы. В этом и заключается ежедневная работа чиновника. Вот почему на прямую линию шли бесперебойные звонки — это последний крик души наших граждан, которые не могут больше никуда достучаться. Я с командой чиновников собираюсь проводить систематические встречи с жителями городских районов. Мне говорят: зачем, все вопросы одинаковы, ничего нового нет? Конечно, они и будут одними и теми же, если не решаются долгое время. Да, нередко жители не знают в лицо начальников своих домоуправлений, потому что они к народу категорически идти не хотят. Некоторые ведут себя, как генералы: ездят на джипах. Да его нужно вытащить к людям, чтоб этот «генерал» воочию послушал все наболевшие проблемы клиентов, посмотрел людям в глаза. И тогда многое решится. По крайней мере, будет скошен бурьян и убран мусор.
Может быть, проблема и в том, что в России власть назначается сверху?
— Я считаю, что властьимущие всегда должны знать, что их могут заменить в любую минуту. Ничто так не подстегивает, как конкуренция. Лично я никогда не боялся потерять свой пост, всегда понимал, что рано или поздно придется уйти. Хорошо если на прощание подарят чайник или грамоту (смеется — «С»). Но главное, чтобы потом люди здоровались с тобой при встрече, а не опускали глаза или спешили перейти на другую сторону улицы.
Вас все устраивает в структуре городской администрации?
— Не совсем. Хотя по своей сути она работоспособна. В свое время Владимир Сушков плотно поработал над этим — в мэрии много молодых людей, есть компетентные кадры. И ломать структуру, кардинально менять коллектив я не намерен, но некоторые коррективы внесу. Изменения будут происходить не на пустом месте или зависеть от моего настроения, а иметь в своей основе запросы времени. Например, судя по прямому разговору с вашими читателями, нам необходимо усиливать взаимодействие с управляющими компаниями. Произойдут изменения и в персональном составе. Но пока я не готов озвучивать имена. Мне нужны люди, готовые пахать 24 часа в сутки, а лучше 25!
Вас удивило предложение стать главой города?
— Более чем. Для меня оно оказалось просто шоком, потому что к этому я вовсе не стремился. Но все мы ходим под Богом и... начальством. Есть ситуации, когда твое желание мало что значит. Конечно, можно было отказаться от должности мэра, но есть понимание команды и доверия.
Вы восприняли это как вызов?
— Да.
Брали на слабо?
— Было и это. Министр
Как вы в качестве мэра и горожанина оцениваете работу министра культуры Петра Тултаева?
— Да, хороший вопрос... Сегодня должно быть 11 лет, как я занял пост министра культуры. Даже и в голову не приходило, что не смогу отметить эту дату в родном кабинете. В этом ведомстве мне тоже было не сладко, но какое удовольствие я получал от работы! Мне пришлось и приходится ломать себя после ухода из министерства. Я сон потерял. Но и когда приходил туда, тоже переживал. Мне все говорили: куда идешь, культура — это же самая «убойная» сфера, там же кошмарная текучесть кадров, одни конфликты и скандалы, руководителей меняют как перчатки, наплачешься горючими слезами. Но ничего, сработался. Многое, считаю, удалось. В основном потому, что мы прямо говорили с людьми. Играли в открытую игру. Это было мое... Я творче-ский человек, мне важен дух созидания, душевной широты, свободы, а не бюрократического буквоедства.
Что можете записать себе в актив?
— Вот сейчас думаю, а что я сделал, собственно говоря... Это люди должны мне записывать что-то в актив, а не я сам.
Мы думали, вы скажете хотя бы про Театр оперы и балета...
— А... театр... Нет, я бы сказал о том, что при поддержке министерства многие люди поверили в себя. Мы старались сделать Мордовию заметной частью мирового культурного пространства. Не меньше и не больше. А дальше должны судить люди.
Фамилия вашего преемника на пост министра культуры уже известна?
— Она будет озвучена после Тысячелетия. Но я не знаю, кого назначат. Сейчас по просьбе Главы Мордовии временно курирую вопросы, связанные с подготовкой праздничных мероприятий к 1000-летию. Вы знаете, кандидатур много. Впрочем, есть и немало желающих. Меня всегда удивляли люди, которые рвутся на высокие посты. Они почему-то уверены, что большому начальнику не нужно ничего делать. Сиди себе, как говорится, дуй на ногти и стриги купоны! И откуда такое представление?!
Из российской действительности...
— Ошибочное мнение. Вы же слышали людей, которые сейчас звонили. Проблем огромное количество! И решать их должен именно ты — большой начальник. Как тут можно сидеть и ничего не делать?! Если ты порядочный человек...
А в российской власти есть такие?
— Да. Зря вы в это не верите. Хорошие, честные работники нужны всегда. Российской системе они нужны гораздо больше, чем той же западной. Иначе она забуксует раз и навсегда. Саранск
Как вы относитесь к тому, что в столице республики практически полностью снесены старинные здания?
— Проблема нашего города в том, что они находились в плохом состоянии. Многие пришлось снести. Но я за бережное отношение к своей истории. Нельзя бездумно уничтожать прошлое, это искажает настоящее и будущее. К сожалению, в нашей стране эти процессы стали уже недоброй традицией.
Сегодня в Саранске на каждом шагу появляются памятники. А чьей скульптуры, на ваш взгляд, не хватает в Саранске? Может быть, основателю города Савве Козловскому?
— Чтобы ставить какие-то эпохальные монументы, необходимо, на мой взгляд, спрашивать общественное мнение. К примеру, у меня не вызывает эстетиче-ского наслаждения скульптура футбольного мяча, которую установили на Коммунистической. Я не вижу в ней никаких художественных достоинств. Более того, она не вписывается в окружающую среду и выглядит инородным телом...
Но о памятнике Савве Козловскому я в свое время думал. И мне здесь интересно мнение горожан — кого бы они увековечили на улицах родного города. Может быть, с помощью вашей газеты мы это выясним.
Обязательно! Но есть и другие памятники, которые также имеют огромное влияние на духовную жизнь общества. К примеру, к таким в Саранске относится Богоявленский источник, куда люди приходят не только набрать святой воды, но и подумать. Однажды видели такую картину — капитан футбольного клуба «Мордовия» Алексей Мулдаров через дачи от своей базы прибежал к источнику, напился воды, искупался и подошел к кресту, который поставлен в память жертв политических репрессий, которые, как известно, были расстреляны в этом месте, и начал молиться. Эта сцена поразила! Осетин — и так трепетно относится к духовным достопримечательностям республики. А городские власти в свое время никак не отреагировали на обнаружение расстрельного места, крест поставили сами горожане. А без покаяния настоящее и будущее тоже искажается...
— Покаяние — такая вещь, которая в ком-то прорастает, а в ком-то нет. Особенно когда это касается власти, состоящей из множества отдельных людей. Я честно скажу — на расстрельном месте не был. Но после ваших слов мне захотелось сходить на источник, подумать...
Как вы относитесь к тотальной и, на наш взгляд, бездумной вырубке деревьев в центре Саранска? Жители привокзальной площади, где уничтожены все зеленые насаждения, жалуются, что страдают от сухого пыльного воздуха. Будут ли высаживаться новые деревья?
— Как можно относиться к необратимым поступкам?! Срубить дерево можно за 5 минут, а чтобы вырастить его, необходимы годы. Для меня каждая неоправданная вырубка — душевная боль. Я уже обратился ко всем своим службам, чтобы они сто раз подумали, прежде чем дать указание спилить дерево... Но я не приветствую моду на высадку растений, не характерных для нашей климатической полосы. Туй, например. Можно их иметь в небольшом количестве, но приятней и родней глазу всегда будут березы и сосны. Или каштаны, которые я просто обожаю. В Пензе есть потрясающая каштановая аллея. Я всегда мечтал, чтобы в Саранске было что-то подобное. Место, где люди могут не спеша прогуляться, отдохнуть в тихом кафе...
В последние годы в городе сложилась напряженная ситуация с предпринимательством...
— Да, я это почувствовал.
Бизнесмены и муниципальная власть не могут найти общего языка и находятся в состоянии холодной войны и непонимания. Друг к другу скопилось множество претензий. Вы будете как-то налаживать отношения?
— Это просто необходимо сделать, если мы хотим, чтобы город развивался и в нем жили умные предприимчивые люди. Нам не нужна утечка мозгов и капитала. Пока есть некая настороженность во взаимоотношениях с бизнесом. Есть при администрации совет по предпринимательству, я успел уже побывать на одном заседании. Мне бы хотелось, чтобы эти встречи носили регулярный рабочий характер, без малейшего налета дежурно-сти. И уверен, что при плотном взаимодействии мы услышим друг друга.
Иногда для этого достаточно жесткой конкуренции. К примеру, скоро в Саранск придет «Макдональдс», и это взорвет местный общепит. На наш взгляд, произойдет мощный отток клиентов из саранских кафешек и пиццерий, которые будут вынуждены придумывать новые фишки либо закрываться. А вы лично как относитесь к появлению «Макдональдса»?
— Для начала нужно сказать, что это неизбежный процесс. Но я не сторонник фастфуда и бизнеса, который выводит капитал из страны.
Когда Макдональдс пришел к нашим братьям-финнам, они напротив каждого кафе построили хельсинбургеры и тем самым удержали часть капитала в стране. Может быть, и нам построить такой саранскбургер?
— Отличная идея! У нас практически нет мест, куда можно зайти и под душевный разговор с другом погонять чаек. Приятно без алкоголя провести семейный вечер. И такие кафе должны быть во всех спальных районах — с мордовскими пирогами, пшенными блинами, квасом. Красота! И никакого фастфуда. Не вся жизнь должна упираться в коммуналку. После того как мы оплатили квартплату, у нас должна быть возможность выйти на улицу, прогуляться по аллеям, отдохнуть с женой и детьми в цивилизованных кафе. Футбол
Сегодня стадион «Старт» не соответствует проведению игр Премьер-лиги. Там будет что-то меняться?
— На «Старте» не хватает трибунных мест. Вопрос этот прорабатывается.
Ваш прогноз — «Мордовия» сможет удержаться в Премьер-лиге?
— Я не заядлый футбольный болельщик, но на игры прошлого сезона ходил. Мне понравилось болеть за команду с друзьями, выплескивать эмоции вместе со всеми. Я очень надеюсь, что мы задержимся в Премьер-лиге. Если сформируется подлинный командный дух, все получится. А если игрок будет думать: вот на мне золотые бутсы, сегодня я здесь, а завтра там, мне на все наплевать, тогда получится как со сборной России на чемпионате Европы.
А вы готовитесь к встрече олимпийских чемпионов из Лондона? Первым российским победителям уже розданы квартиры и «мерседесы»...
— Этот вопрос к Главе Мордовии, который напутствовал наших спортсменов! (Смеется — «С».) Республика никогда не обижала своих олимпийцев, думаю, не обидит и сейчас.
Какое качество политиче-ской системы Мордовии вы бы назвали главным?
— Во многом успехи региона зависят от того, есть ли межнациональное, межконфессиональное согласие, насколько устойчива общественно-политическая ситуация. В свое время Николай Меркушкин многое сделал для того, чтобы в республике появилось взаимопонимание и взаимодействие между всеми ветвями власти, что и стало залогом успешного развития Мордовии. Бывший Глава РМ жесткий, но справедливый и мудрый руководитель. Он предметно занимался вопросом устойчивости местной политической системы, ему удалось сплотить республику, нацелить всех на созидательную работу. Имидж Мордовии, как успешного и созидательного региона, был для Николая Меркушкина делом первостепенной важности. Как и для Владимира Волкова, который всегда поддерживал курс на согласие, порядок, созидание. Это не значит, что не должно быть рабочих вопросов, по которым нужно спорить и отстаивать свою точку зрения, к примеру, интересы города. Я считаю это нормальным. Но главным всегда будет поддержка основополагающих принципов развития республики.
А насколько это все законно? А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?)) И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк