Бывший начальник краснослободского ОГАИ Виктор Богданов – о себе и службе сквозь призму лет
Подполковник полиции Виктор Богданов — рекордсмен в республиканской Госавтоинспекции. Он дольше всех — без малого 30 лет — возглавлял районное отделение стражей дорог. За время его службы сменились пять начальников ГАИ/ГИБДД Мордовии. В конце апреля Богданов ушел на пенсию, проработав в органах более 30 лет. Почему он считает современных водителей дисциплинированнее советских? Какие аварии были самыми распространенными в 80-е годы? О 13-кратном росте личного транспорта в районе с советских времен, служебных мотоциклах, бутылке коньяка, подаренной водителем-белорусом, и номере личного авто «777» он рассказал ДЕНИСУ ТЮРКИНУ.
СССР
— Родился я в 1960 году в ковылкинском селе Троицке, а вот всю карьеру отдал Краснослободскому району. После школы в 1977 году поступил в Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ), где готовили в том числе кадры для ГАИ. Специальность у меня была «Организация дорожного движения». Почему пошел именно в МАДИ? Любовь к технике и желание работать в системе МВД вылились в такую мечту. Еще в школе мне нравилось смотреть советские фильмы, где сотрудников милиции показывали только с положительной стороны. Когда до завершения обучения оставался год, нас, будущих выпускников, поставили перед выбором: либо уже сейчас самим искать предполагаемое место работы, либо довериться разнарядке. Я остановился на первом варианте и поехал на прием к руководителю ГАИ Мордовии Николаю Сидорскому. Бывший фронтовик сказал, что им совсем не помешают такие специалисты. Так в 1982 году после проверки на Петровке я устроился в республиканскую ГАИ.
«С»: В чем заключались обязанности инженера по организации дорожного движения?
— Необходимо было контролировать состояние существующей улично-дорожной сети, сопровождать проекты по строительству дорог… В общем, работа была нацелена на улучшение безопасности. Кстати, сразу же я оказался в Краснослободске. Немного даже поработал на должности старшего инспектора по гостехосмотру.
«С»: Когда вы возглавили местное отделение ГАИ?
— 17 октября 1986 года стал исполнять обязанности начальника межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела (МРЭО), а в апреле следующего года избавился от приставки «и. о.». Кстати, в то время в Мордовии МРЭО, помимо Краснослободского района, были только в Саранске и Чамзинке. Поэтому и штат у нас был побольше — около 20 человек (сейчас — 27). К тому же возле Краснослободска стоял пост ГАИ, там тоже нужны были сотрудники…
«С»: Помните громкую историю, когда в тот пост врезался автомобиль?
— Конечно. «Волга» была, кажется. Погиб высокопоставленный пассажир. Если не ошибаюсь, заместитель министра экономики Мордовии. А причиной аварии стало банальное превышение скорости… Пост потом перенесли на новое место — перед мостом через Мокшу. Два года назад и его закрыли в рамках всероссийского сокращения таких объектов…
Мотоцикл ГАИ
Редкий кадр начала 1990-х: «Москвич», рядом с которым стоит Виктор Богданов, был выдан ГАИ… районной больницей. Постперестроечное время, отсутствие финансирования… На этом авто сотрудник ГАИ и врач-нарколог разъезжали по району в поисках пьяных водителей (отсюда и «наркологическая» надпись на борту). К слову, любопытный внешне дом, на фоне которого снят «Москвич», жив-здоров до сих пор. Сейчас в нем располагается детское учебное учреждение (перекресток улиц Кирова и Интернациональной в Краснослободске).
«С»: На чем ездили тогда советские гаишники перестроечных времен?
— Если сейчас в районе семь патрульных машин, то в то время, когда я начинал, был только один легковой автомобиль, предназначавшийся для курсантов автошкол, — вазовская «копейка». Весь остальной транспорт для инспекторов — мотоциклы «Урал». Два перехватчика (без колясок) и три обычных, с колясками. Последние могли разгоняться только до 70 км/ч. Перехватчики были существенно быстрее, потому так и назывались. С 1983-го по начало 1990-х я искатал три мотоцикла с колясками! Зимой не ездили, естественно, на них. Как обходились? Да вот так… До места ДТП добирались на попутках, если пострадавших не было. Потому нас могли ждать часами! Если уж было что-то значимое, то ехали на машине РОВД вместе со следователем и экспертом. Но все равно дело было не быстрое…
«С»: Во времена СССР уровень автомобилизации был крайне низок. Проще в связи с этим было работать сотрудникам ГАИ?
— Несомненно! Вспоминаю такие цифры. На 1 января 1984 года в Краснослободском районе в личном пользовании было 520 автомобилей. Сейчас — более 7 тысяч. Представляете, разница в 13,5 раза?! Конечно, на данный момент в районе зарегистрировано всего около тысячи транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, вместо 2500 государственных ранее. Например, тогда только в местной автоколонне было более 200 единиц, в «Сельхозтехнике» — 40, «Сельхозхимии» — 30… Но все равно общее число транспорта, зарегистрированного в районе, солидное по сравнению с советскими временами, — 8 тысяч вместо 3 тысяч. Так вот тогда, конечно, было проще работать с водителями, так как они представляли государственные организации. Имелось много рычагов влияния — в виде как поощрений, так и наказаний. Например, в краснослободской автоколонне тех, кто не нарушал ПДД, могли подвинуть в очереди на жилье. Дисциплинированных сажали за руль новых автомобилей, которые поступали на предприятие…
«С»: Бытует такое мнение, что в СССР было меньше преступлений, разного рода происшествий, в том числе ДТП. Можете сравнить аварийность в 80-х и в нынешнее время?
— Обычно в Краснослободском районе в год гибло 10—15 человек. В худшие периоды доходило до 18. Сейчас цифры ниже. Важный момент: при значительном росте количества транспорта! Так что я хочу сказать доброе слово о нынешних водителях. Их дисциплина повыше, чем советских. Сейчас часто в прессе критикуют автошколы. Якобы они слабо готовят водителей. Да как готовили на одном уровне раньше, так готовят и на данный момент! Согласно статистике, большую часть ДТП совершают не вчерашние выпускники автошкол, а уже умудренные опытом, с водительским стажем за 10 лет! Почему нынешние шоферы дисциплинированнее советских? Пожалуй, одна из причин — усовершенствованная законодательная база. К нарушителю теперь можно применить больше санкций. Помню, что до начала 2000-х тех, кто сел за руль, будучи лишенным прав, можно было лишь оштрафовать на мизерную сумму за… езду без документов. Затем этот пробел исправили, и теперь за нарушение полагается масса взысканий. Жестче сейчас относятся к пьяным водителям. Раньше много было нетрезвых аварий, много их остается и сейчас. Идут годы, а проблема не решается… Это беда, настоящий бич! За 30 лет количество выявляемых инспекторами ГАИ пьяных водителей практически не меняется — годовые цифры остаются примерно на одном уровне. Но если раньше мы работали лишь днем, то сейчас в порядке вещей — ночные рейды, да еще и с привлечением сотрудников ГИБДД из Саранска. Им, кстати, гораздо проще наказывать разного рода районных неприкасаемых…
Верхи и низы
«С»: А как вы работали со всякими чиновниками и прочими блатными водителями? Ведь в районе все друг друга знают…
— Думаю, что не давал им повода влиять на себя. Как говорит один мой товарищ — у бандита возьмешь в долг копейку, а вернешь рубль(смеется — «С»). Так что не стоит заводить отношения с теми, кто может поступить нечестно, и никто тебя не упрекнет. Ведь человек в форме — он прежде всего олицетворение Закона.
«С»: Как у вас складывались отношения с руководством мордовской Госавтоинспекции? Все-таки за 29 лет, пока вы возглавляли Краснослободское отделение ГАИ, их много сменилось…
— Да… (Улыбается — «С».) Дайте-ка посчитать… Сидорский, Бельянинов, Коптев, Голов, Шелудяков, Гагарин… Сейчас шестой начальник! Ровные отношения были со всеми. Но особенно хотелось бы отметить высокую порядочность Геннадия Коптева, который был начальником с 1994-го по 1998 год. Он являлся настоящим офицером.
«С»: Как вы переживали все те скандалы, что сотрясали республиканскую ГАИ в 90-е годы, например, во времена Голова, и в недавнее прошлое, при Шелудякове?
— Стыдно. Мы в одной форме, мы в ответе друг за друга. Если что-то сделал один — пятно ложится и на других.
«С»: Запомнился ли вам кто-нибудь из участников дорожного движения? Может, были злостные нарушители, с кем вы конфликтовали долгое время, как герой Сергея Никоненко в фильме «Инспектор ГАИ»?
— При работе я старался не быть злопамятным, поэтому, наверное, подобных типов и не запомнил. Не видел смысла гоняться за кем-нибудь, все наказывая, наказывая… А вот один хороший случай особенно врезался в память… Несколько лет назад недалеко от краснослободских Дубровок случилось ДТП: фура с белорусскими номерами, груженная слитками из какого-то полудрагоценного металла, в гололед съехала в кювет. Договорившись с руководством местных организаций, мы подогнали кран, перегрузили слитки в другой полуприцеп… В общем, сохранили груз и белорусы продолжили свой путь. Я всегда ставил перед своими сотрудниками задачу в случае аварии максимально помочь участникам вне зависимости от их вины: обеспечить сохранность поврежденной техники, эвакуировать ее. Так вот, проходит несколько месяцев… Один из тех белорусов, находясь проездом в Краснослободском районе, привозит на пост ГАИ… бутылку коньяка. И просит инспекторов передать ее начальнику, то есть мне!(Смеется — «С».) Оказывается, он был удивлен помощи со стороны сотрудников ГАИ. «Обычно люди только родственникам и знакомым так навстречу идут, а тут — совершенно незнакомые люди!» — сказал он. Бутылочку его я сберег и потом, когда мы с коллегами отмечали день ГАИ, на стол ее поставил. «Вот, — говорю своим ребятам, — этот тот самый водитель из Белоруссии! Делайте добро, и оно к вам вернется!»
«С»: То есть вы старались относиться одинаково уважительно ко всем участникам дорожного движения, вне зависимости от статуса?
— Считаю, что сейчас вся служба ГАИ выстраивается таким образом. Главное для нас — не наказать, а помочь, направить на верный путь.
Милиция-полиция
«С»: Если оглянуться, то в какую сторону, по вашему мнению, ушла система МВД с 80-х годов?
— В лучшую. Сейчас сотрудники правоохранительных органов более ответственные и подтянутые в плане дисциплины. Скажу честно: то, что мы могли себе позволить на ранних моих этапах службы, сейчас не просто невозможно устроить — это и в голову даже не приходит! О чем я говорю? Ну, например, мы могли выпить на рабочем месте после окончания трудового дня. Отметить немного какой-то праздник… Иначе мы вели себя и как участники дорожного движения. Иногда не пристегивались, еще что-то могли нарушить… Сейчас все иначе! Пожалуй, особенно заметные положительные изменения в работе ГИБДД и МВД в целом произошли за последние пять лет, с момента начала всероссийской реформы.
«С»: Думается, что этому способствовал еще и усилившийся гражданский контроль. Сами водители с легкостью могут нажаловаться на полицейских и будут поддержаны!
— Вопросов нет, полностью согласен! Сейчас инспекторов могут снимать на видео, поэтому вряд ли они позволят себе хамское поведение, еще что-то негативное…
«С»: Но есть другая сторона. Не первый раз слышу от обычных инспекторов жалобы на водителей, которые, нарушив, пытаются уйти от ответственности, для чего сутяжничают, пишут многочисленные жалобы… Мол, все это жутко мешает нормально работать. Как по-вашему, не возникает опасности, что такая волна псевдогражданского контроля зальет все ложью, испортит нормальное движение?
— Думается, это дело времени. Все устаканится, уляжется эта волна. Начало всегда идет со скрипом…
«С»: Вот вы говорите, что по сравнению с СССР сейчас правоохранительные органы стали лучше. А не обидно, что ваше представление о милиции, которое вы составили на основе фильмов в школьные годы, затем, мягко говоря, пошатнулось?
— Нет. Я родился в СССР и горжусь этой великой страной.
Дороги
«С»: Когда бываю в Краснослободске, то замечаю, как город выгодно отличается от всех райцентров региона в плане ухоженности улиц. Почти все заасфальтированы! А вы довольны состоянием дорог в Краснослободске и райцентре?
— Нет. Как любому человеку, мне всегда хочется лучшего. Вспоминаю начало 80-х, когда асфальтовое покрытие имели лишь пару центральных улиц в городе! А дорога Саранск — Краснослободск была шириной всего 6 метров, при этом обочины не были никак укреплены. Большинство ДТП на этой трассе случались в тот момент, когда крупные машины при встречном разъезде случайно «цепляли» обочину и съезжали в кювет, опрокидываясь! Разметку тогда водители видели, лишь приезжая в Москву. Сейчас ситуация иная, но и она далека до идеала. Поэтому и хочется лучшего!
«С»: Интересно ваше мнение по поводу строительства объездной Краснослободска, которая обходится бюджету, если не ошибаюсь, в 6 миллиардов рублей. Звучат голоса, что глупо «закапывать» такие средства рядом с маленьким городком…
— Объездная нужна. Сейчас внутригородской трафик в Краснослободске велик. Часты мелкие столкновения. Пешеходы под угрозой… Строительство сделает город безопаснее. Помимо этого сократятся временные потери транзитного транспорта.
«С»: На вашей личной «Тойоте-Королле» висит номер «777». Что для вас эта табличка?
— (смеется — «С») Беру в свидетели супругу — это ее желание. На прежних авто даже не помню, какие номера были. Самые обычные. Какими автомобилями владел? Были две «Нивы», «Москвич-2141», две вазовские «семерки» и «Лада-Приора». Первую машину — «Ниву» — купил подержанной в 1988 году. Потом тоже старенькие машины были… Первую в жизни новую — ВАЗ-2107 — купил в 2003 году. «Тойоте» скоро три года исполнится…
http://stolica-s.su/?p=7375
|