Скульптурные произведения Владимира Ивановича Килина знакомы жителям Самары. Это и памятник Пирогову, расположенный на территории больницы им.Пирогова, и фонтан "Бегущий мальчик", находящийся около картинной галереи, "Девочка с велосипедом" и "Сидящая девушка", которые экспонировались в Самарском художественном музее, и многие другие произведения, представленные на выставках. Владимир Иванович Килин в 1978 году закончил скульптурное отделение Пензенского художественного училища. В 1979 году приехал в наш город. Владимиру Килину повезло в том, что судьба привела его именно в Самару. В 1970-1980 годы в Самаре сложились удачные условия для развития творческой деятельности. В скором времени Владимир Иванович стал участником крупных выставок: в 1981 году состоялась зональная выставка "Большая Волга" в Казани, затем в 1982 году была организована всесоюзная выставка молодых художников, которая проходила в Ташкенте. И уже в 1983 году В.И.Килина приняли в Союз художников. - Владимир Иванович, как происходило становление вас как скульптора? - На процесс становления повлияла среда, в которой я находился, то есть общение с теми людьми, которых считаешь "маяками". Многое мне дало общение с московскими скульпторами: М.Н.Смирновым, А.С.Цветковым. Также и общение с многими другими художниками оказало положительное влияние на мой творческий потенциал, в процессе общения набирается внутреннее содержание, которое потом становится своеобразным реактором творческого процесса. Энергия выливается в замыслы, которые воплощаются в скульптуре. Наиважнейшим этапом становления была работа с материалом - деревом, камнем, бронзой. Это очень важно для скульптора. Сам процесс лепки, конечно, красивый, интересный, но работа с материалом ответственнее. Здесь нельзя ошибиться. - Какое произведение вы считаете удачей в своем творчестве? - Всегда есть ощущение, что сделал бы лучше. Пожалуй, одна из выразительных, удачных работ - фонтан "Бегущий мальчик", выполненный в бронзе. Фонтан установлен в 1994 году около картинной галереи. И, наверное, удачный проект "Спеленутый Икар", который установлен в парке в городе Стара-Загора в Болгарии. - Расскажите, пожалуйста, о творческом процессе. Как создается скульптура, о творческой кухне, о поисках в работе. - Скульптура не терпит дилетантства. Если скульптура состоялась в материале, в определенном размере, то она несет в себе полноценность произведения искусства. В живописи могут возникать спорные моменты. А скульптура очень конкретна. Если скульптура плохо сделана, то это очевидно. Если есть какая-то стилизация, то скульптура все равно остается скульптурой изначально. Нужны предельно ответственный подход и мастерство для передачи в скульптуре, например, человеческого тела, движений. Емкое содержание свойственно скульптуре. Я люблю работать над формой очень основательно, включая и полировки, и шлифовки, которые работают на содержание. Это особенно заметно с мрамором или бронзой, где поверхность должна быть отделана, отточена, тогда и появляется наполненность форм. Это одно из достоинств скульптуры. - Вы упомянули о проекте "Спеленутый Икар". Расскажите историю создания этой скульптуры. - Это было в 1989 году, когда я принимал участие в симпозиуме по скульптуре в городе Стара-Загора. Проект "Спеленутый Икар" посвящен моему любимому поэту Осипу Мандельштаму. Скульптура выполнена в мраморе. "Спеленутый Икар" - состояние души самого поэта, его поэтических устремлений, преодоление неких преград, сдерживающих его творчество. - Многие жители Самары знают памятник Пирогову, который находится на территории больницы им.Пирогова. Что послужило поводом к созданию этой скульптуры? - Профессор Александр Михайлович Савин, зав. кафедрой клинической хирургии больницы им. Н.И.Пирогова, загорелся идеей поставить памятник Пирогову на территории больницы. Это было в 1986 году. Профессор Савин вышел на меня с этим предложением. Создание памятника происходило довольно быстро. За полтора года был выполнен этот проект. Памятник изготовлен из кованой меди. В данный момент скульптура находится в плачевном состоянии и нуждается в реставрации. Памятник побит камнями, сильно испорчена его поверхность. Желание отреставрировать есть, но финансовая сторона еще не решена. В частности, Георгий Сергеевич Лиманский хотел помочь с финансированием реставрации, но этот вопрос решается вот уже несколько месяцев, и какое будет решение, я пока не знаю. - В Самарском художественном музее находится небольшая скульптура "Девочка с велосипедом". Она привлекает внимание пластикой форм и жизненностью сюжета. - Детям присущи движения, энергичность. Это увиденная в жизни ситуация, которую я впоследствии организовал как скульптуру. Это была непростая задача. И с технической стороны было много сложностей - нужно было все детали укрепить, найти равновесие, выверить движение, и кроме того, надо было передать в скульптуре внутреннее состояние ребенка. - У вас в мастерской есть портрет художника Александра Ковалева, которого знают многие самарские художники. Наверное, это одно из ваших любимых произведений... - Да, я с любовью отнесся к созданию этого портрета. Мне необходимо было воплотить его в скульптуре. Мы были друзьями. Саша Ковалев собирался покинуть Самару. В настоящее время он живет и работает в Рязани. А для Союза художников Самары это, конечно, потеря. Жаль, когда уезжают из города талантливые художники. - Расскажите о своих работах, выполненных за последний период. - Недавно мне был поручен заказ от областной администрации на изготовление подарков известным журналистам к 29 сентября. Возникла оригинальная идея - перо, символ журналистской деятельности, которое закреплено в туго натянутом луке, то есть перо, находящее цель. Проект был отлит из бронзы, доведен до полировки. Затем на полированной поверхности были выполнены лазерной гравировкой именные надписи. - Пытались ли вы в своих произведениях отойти от классических принципов и канонов, общепринятых в скульптуре? - Я владею классическими приемами, и, в моем понимании, отойти от них невозможно, да и не нужно. Но принцип выразительности в скульптуре и в искусстве в целом - это иногда и уход от стереотипа, уход от традиций, но очень осторожный, либо осторожная переработка традиций. - Вы постоянно находитесь в творческом поиске. Есть ли у вас новые оригинальные идеи, замыслы, которые необходимо воплотить в жизнь? - Да, конечно, новые замыслы есть. Творческая работа для меня - это сокровенный процесс. Иногда в своих полетах мысли размечтаешься и попадешь в "оковы". Много надо вложить средств и труда, чтобы в скульптуре воплотить все свои идеи. Я считаю, что самое главное для меня - жить и очень внимательно относиться к каждому явлению, к каждому своему шагу, где бы ты ни находился: любуешься ли ты пейзажем, наслаждаешься ли природой или любуешься красивым человеком. Когда все это воспринимаешь - впитываешь энергию жизни. Эта энергия накапливается, переполняет художника и трансформируется в художественное произведение.
Татьяна КОНОВАЛОВА Р.S. В Самаре самая известная в городе - детская мастерская скульптора Владимира Килина. Она существует при Детской картинной галерее. Мастер берется учить работе с глиной детей с шести лет.
|