Выход на рынок новой «Лады» в России затмевает очередной полет космонавтов на МКС (эти-то уже стали обыденностью): ожидания — нереальные, восторгов — через край, ругани — не меньше. «Очередное русское ведро!» — «Вот и езди на своих древних иномарках!». «Да лучше купить проверенный «Киа-Рио»!» — «Ага, чтоб на нем потом с трассы улететь…» 99,9 % спорящих еще не то что не ездили на новой «Ладе-Весте», они ее даже вживую не видели, но уже сделали свои выводы. Жители крупных городов страны находятся в выигрышном положении — с 25 ноября там начались продажи новинки. В Мордовии же в автосалонах, по обновленным данным, ее можно будет увидеть в лучшем случае в конце декабря — начале следующего года. ДЕНИС ТЮРКИН подумал — почему бы не сократить этот срок? — пригнал из Тольятти тестовую «Весту» с «роботом» и устроил встречи с читателями в Саранске, Чамзинке, Рузаевке, Инсаре, Ковылкине, Краснослободске и Темникове. Спутниками-фотографами выступили АРТЕМ АРТАМОНОВ и ВЯЧЕСЛАВ НОВИКОВ.
Из Тольятти
Не знаю, как начиналась бы эта статья, не досади мне словами сосед — владелец хорошо подержанного универсала «Фольксваген». Увидев «Весту» у подъезда нашего дома, он с ходу спросил: «И вы (имеется в виду моя семья — «С») купили это говно?!» Такие характеристики тольяттинской новинки в Интернете в последнее время — обычное дело. Но, как правило, дают их малолетки, втайне лелеющие мысль, как бы дорасти до возраста, когда папка даст покататься на личной иномарке. Но слышать это от взрослого человека, даже не сидевшего в салоне характеризуемого автомобиля и не проехавшего на нем ни метра?! Увольте.
АвтоВАЗ попал в точку. Если одни ругают, а другие хвалят — значит, продукт зацепил. Причем больше ругают заочно, в Сети. А восхищаются — в лицо. К автомобилю столько внимания! Казалось бы, очередной продукт автопрома. Мало ли какую технику в страну завозят, тут каждый месяц можно премьеры отмечать. И у «Лады» за последние пять лет много нового было. И «вторая» «Калина», и «Ларгус», и лифтбэк «Гранта»… Но «Веста» особенная. Прохожие останавливаются, сворачивая голову вслед проезжающей новинке. Водители выражают восторг поднятием большого пальца. Сигналят. Машут руками. Даже из окон высовываются, но уже пассажиры. Оставлял «Весту» на придомовой парковке — машину окружали дети, рассматривая приборы и пытаясь увидеть, какое же на спидометре самое большое число. 200, ребятишки, но столько она не поедет, да и я тоже.
Мой сосед — уже другой, но тоже на «Фольксвагене», проявил бдительность и внимательно следил за кучкой неких парней, поздно вечером вышедших из проезжавшей мимо «девятки» и начавших со всех сторон фотографировать «Весту». «Тебе хотел звонить, а то парни какие-то подозрительные…» — сказал он мне на следующий день. Пришлось объяснить соседу, что ребята, скорее всего, просто проявляли интерес к новинке.
В Саранске такая машина в личном пользовании до сих пор одна. Местный житель — мужчина средних лет — едва ли не в день старта продаж купил «Весту» «на ручке» в Нижнем Новгороде. И сейчас… таксует на ней. Говорят, теперь в эту службу такси только и звонят, чтобы проехаться на «Весте».
Ну как тут не пойти навстречу страждущим автолюбителям?! Находим общий язык с пресс-службой АвтоВАЗа и получаем в двухнедельное пользование «Весту» в максимальной комплектации с роботизированной трансмиссией. В ноябре же я ездил по Самаре на машине из губернаторского парка Николая Меркушкина с механической коробкой. И та была черной, «чиновничьей», расцветки. Строго и солидно — да. Но «Веста» из пресс-парка интереснее за счет глубокого красного цвета, производителем именуемого «сердоликом». Кра-со-та!
Читатели на встречах потом часто спрашивали: а что такое пресс-парк? А как вы заполучили эту машину? А во сколько это вам обошлось? Отвечаем. У каждого серьезного производителя есть парк автомобилей, предназначенных для тест-драйвов, проводимых журналистами. Представители СМИ могут бесплатно взять во временное (в некоторых случаях — очень продолжительное, более месяца) пользование модель в нужной комплектации. Езжай куда хочешь, вози что угодно. Да и для объективной оценки так лучше. Часто бывает, что машина с некими опциями по поведению сильно отличается от машины без оных. Как правило, для тестов держат дорогостоящую технику со всеми мыслимыми опциями. Такая и внешне красивее, и на дороге может показать себя с лучшей стороны. Да и посредством журналистов продемонстрирует потребителям технологические возможности марки. Мол, вот мы и 8-ступенчатый «автомат» можем поставить, а еще систему автоторможения и всего такого прочего… «Наша» «Лада-Веста» тоже напичкана всем, что может быть установлено на данный момент на «Ладе-Весте». К мультимедийной системе с тач-скрином, камере заднего вида, круиз-контролю, ограничителю скорости, что уже были на той, губернаторской «Весте», добавились «спортивные» накладки на педали (с завода! у ВАЗа!) и приятный во всех отношениях спойлерок на крышке багажника. Цена — 663 тысячи рублей. Дороже — только «Лада» в фирменном цвете а-ля «вырви-глаз». Не спешите плеваться из-за стоимости. Посмотрите хотя бы в Интернете цены на конкурентов в сопоставимых комплектациях.
А еще интересность. «Наша» «Веста» была недавно привезена на автовозе из Италии, где участвовала в тест-драйвах. Пробег — 2800 км. Не потому ли я потерял в Тольятти полчаса времени, безуспешно пытаясь построить маршрут в Саранск на навигационной системе? Карты «Сити-гид» упорно предлагали искать нужные точки лишь в Италии. Как я ни пытался изменить настройки — не получилось. Видимо, по приезде в Россию не удосужились закачать расширенные карты родной страны… Еще минут десять перед тем, как открыть навигатор в смартфоне и отправиться наконец в сторону столицы Мордовии, я мучил кнопки борткомпьютера. Хотел обнулить его показания. Так не получилось! Это первый за всю историю моих тест-драйвов автомобиль, где я не смог скинуть показания борткомпьютера! Перепробовал с десяток возможных комбинаций по нажатию кнопок, почти активировал режим трансформации «Весты» в робота-убийцу всего человечества, но… Уже по приезде в Саранск скачал с вазовского сайта инструкцию по эксплуатации новой модели. И даже там не нашел, как скинуть показания среднего расхода топлива. Еще, как назло, тот, кто был ответственен за публикацию пэдээфки с инструкцией, постеснялся увеличить размер шрифта в подписях к рисункам, касающимся борткомпьютера. Буквы просто «пискелятся»…
Раздосадованный этими мелочами, выезжал из города автомобилестроителей. О Боже, как же она держится на скорости! Как же прекрасны эти настройки новой передней подвески собственной разработки АвтоВАЗа и «старой» балки от «Рено-Зое». Забегая вперед, скажу, что на момент выхода этого номера «Столицы С» я проехал на «Весте» почти 2 тысячи километров. И очень быстро в голову пришла крамольная мысль, что по поведению на дороге эта «Лада» мне понравилась больше, чем «Шкода-Суперб» за два с лишним миллиона рублей. Надеюсь, шкодовцы не слышали… Да, «робот» на «Весте» на первых двух, а пожалуй, и трех передачах «тупит», как и на «Приоре» с «Грантой». Но на трассе ведет себя лучше, чем на этих двух авто. Пользоваться ручным режимом за городом уже не имеет смысла. Переключения оперативны и так. Ни один обгон (да, со мной ехал лишь один пассажир, а багажник был пуст) не доставил проблем. Просто продавливаешь педаль — и едешь. В инструкции сказано, что «робот» адаптируется к стилю езды, но на подъемах, будь на «механике», я точно не стал бы держать двигатель в зоне высоких оборотов, вызывая неприятное жужжание из недр подкапотного пространства. Тянет «робот» с переключениями в таких ситуациях, даже затягивает.
Вот и подкованные читатели, насмотревшись обзоров в сети, тоже пинали эту трансмиссию, как она сама пинает время от времени автомобиль. Сожалели, что завод перестал использовать на «Ладах» гидротрансформаторные «автоматы» Jatco. Мол, он и переключается плавнее, и все такое. А я не жалею. Традиционный «автомат» «подъедает» топливо, причем нехило (помимо «Гранты» вспоминается «Киа-Соул» с его расходом почти девять литров на сотню). Вдобавок его дороже обслуживать (не хотите каждые 60 тысяч км пробега менять недешевую трансмиссионную жидкость? Литров эдак 10 каждый раз покупать?). Случись поломка при глупой эксплуатации — ремонт влетит в копеечку. А «робот»… Да, туповат при резких телодвижениях, но прост и дешев относительно другого автоматического собрата! Так что я за. Будете и вы, если не живете в крупном городе с пробками. Вот там будет сложно… Но легко проходит возвращение из Тольятти в Саранск. На трассе еще удалось оценить фронтальное освещение «Весты». Придраться не к чему! Наконец-то у «Лады» появился хороший свет. Только рады этому будут не все. Через два дня, возвращаясь вечером из Темникова, я то и дело «ловил в лицо» морганье дальним встречных водителей. Слепит, знать, некоторых. Странно, ведь на пути из Тольятти ни один не выразил недовольство… Может, в Мордовии такие капризные водители?
Я пытался подсчитать, сколько поп пересидело в креслах тестовой «Весты» за три дня наших вояжей по республике… Не меньше сотни точно! Начали мы знакомство автомобиля и читателей 9 декабря в Саранске на площадке одного из дилеров «Лады» (спасибо, кстати, за мойку). Самим сотрудникам было интересно пощупать «Весту»! «А где салонный фильтр? А какой мотор? «Робот» такой же, что и на «Грантах»?» Ребята сыпали вопросами, потому что сами практически ничего не знают о продукте, который так хотят продавать в ближайшее время. И менеджерам, и техперсоналу еще предстоит обучение. Но, увидев, с чем они будут иметь дело, ребята остались воодушевлены: «С таким продуктом не стыдно на рынке!» Кстати, интересно, что «Весте» они прочат замену… «Приоре». Такие дела.
Были на встрече и читатели. Например, горожанин Руслан сказал, что читает «Столицу С» с 2001 года, с того момента как переехал в Саранск из другого региона. Сам он пока ездит на «Ниссане-Альмере-Классик». Видимо, раздумывает над тем, чтобы пересесть на другое авто. Возможно, это и будет «Веста». В общей сложности в Саранске (учитывая не только этот день, но и 11 декабря) я прокатил человек 30. И каждая партия сидящих сзади выдавала противоположные оценки шумоизоляции задней части салона. Одни говорили — отлично, другие — плохо, мол, у «Шевроле-Круза» лучше. Мне кажется, что сзади действительно чуть больше шума, чем у конкурентов, но не критично. А спереди к шумоизоляции сложно придраться. Как сказал один из тестеров — это новый уровень для «Лады»!
Был удивлен, что оценить «Весту» приезжал и молодой человек на новом седане «Хендай-Элантра». Причем его оценка была положительной. Большинство, конечно, было на отечественных авто. «Приорах», например. Один такой автовладелец заявил, что его «приорка» порвет «Весту». Не спорю, новая «Лада» — довольно медленное авто на старте. Всего 12,8 секунды разгона до 100 км/ч. Так что любителям городских погонялок придется ждать «Весты» с другим мотором. Будет скоро ниссановский, но он мощнее всего на 10 «лошадок», и, как говорят коллеги-журналисты, по динамике такое авто мало отличается от версии со 106-сильным мотором…
В Чамзинке нас ждали целиком и полностью владельцы отечественных авто. Кто на «Жигулях», кто на «двенашке», кто на «Гранте»… Естественно, им авто понравилось, иначе и быть не могло. Цена только высоковата, считают они. Мне лично в Чамзинке запомнился один пожилой благообразный автолюбитель, сумевший укротить подлокотник, который что есть мочи ругают все журналисты. Каюсь, и я с ним не совладал. А тот мужчина смог. «Вот, — говорил он мне, демонстрируя, как нужно оперировать со своенравной деталью. — Опускаете до упора вниз, а потом — по щелчкам — выбираете нужную высоту». Спасибо, честное слово, спасибо! Вас бы каждому журналисту показать…
Далее была Рузаевка. Желающих немного — человек восемь, но все — нет, не в тельняшках. На «Грантах», как на подбор! И часть — таксисты. Думали о будущих покупках, наверное. Переживали, что мотор ВАЗ-21129, как и на «Приорах», при обрыве ремня ГРМ будет «гнуть клапана»… С одним владельцем «рузаевской» «Гранты» (не такси) почти в максимальной комплектации была дама. Придирчиво все осмотрела, посидела и спереди и сзади, оглядела снаружи… И вынесла вердикт: не нравится. «Вот эти ямки зря сделали, мне больше с гладенькими бортами машины импонируют», — заявила дама, видимо, выбирая будущее авто. Эти самые «ямки», то есть выштамповки «икс-стиля» по бокам, упоминали в своих оценках многие читатели. Мнения разделились. Тот самый сосед, что разозлил меня своим высказыванием, заявил, что штампы те — пылесборники (будто в других частях любого авто грязь не собирается, хи-хи). А те, кому «икс-стиль» приглянулся, заметили, что именно в ярком цвете кузова они смотрятся особенно хорошо.
Вечером того же дня, приехав на «Весте» с семьей в гипермаркет на Юго-Западе, минут на 20 задержался, показывая машину заинтересовавшимся прохожим. Парни лет 19 восхищались внешним видом, а потом и внутренним. В другие дни тоже приходилось знакомить с машиной посторонних людей. Однажды заметил, что с Химмаша за мной увязалась иномарка. Ехала до самой редакции. Оказалось — семья уже собирается покупать «Весту», но не знает где. Да и вживую ее ни разу не видели! Похожая ситуация была с владельцем «Соляриса». Тоже ехал за мной до редакции, пока я не остановился. Пояснил, что хочет второй машиной в семью «Весту», до этого были «Приоры».
10 декабря рванули в Инсар. Автолюбителей было немного, как и в Рузаевке. Но народ искушенный. Один на «Солярисе» (чувствуешь, «Хендай», у тебя появился серьезный конкурент?!), другой на «Фокусе» второго поколения… Мужики знают много, читали и «Столицу С», и специализированные журналы, смотрели ролики в Интернете. Так что подкованы. Оказалось, любят погонять. Умудряются на рузаевской трассе класть стрелку спидометра. Прошу ради всего святого: не стоит так делать. И гаишникам, и врачам, и нам — журналистам, выезжающим на места ДТП, работы меньше будет.
Чего не ожидал — столпотворения в Ковылкине. Пожалуй, именно там оказались самые знающие автолюбители. Они больше щупали салон и прислушивались к звукам во время тест-драйва, чем спрашивали. Куда только ни заглядывали! Был интересный мужчина на «Шевроле-Крузе». Хотел, говорит, купить «Весту», ждал, но не дождался — взял то, что взял. Познакомившись с мечтой — распереживался, может, даже разочаровался в покупке… Грустно было смотреть на него, умчавшегося раздосадованным с пылью из-под колес…
В Краснослободске машиной заинтересовался правоохранитель. Очень просился за руль, но я вынужден был отказать — договор был заключен только на мое имя. Сам полицейский ездит на «Приоре». «Веста» внешне ему очень понравилась. Именно он — автор заголовка к этой статье¬ и слов «А она дерзкая!». На новинку приходили посмотреть местные любители тюнинга — владельцы все тех же «Приор». Присматривались к огромным аркам, уже предвкушая тот факт, что туда влезут диски дюймов на 18—19 (тестовое авто было оснащено 16-дюймовыми). «Классно, что мотор тут приоровский, значит, затюним!» — обрадовались ребята. Перед поездкой решили устроить такой тест. «А ну, а ну… Дай заведем!» Заводим. «Ой, как все во время работы стартера трясется! Как в «Грантах» и «Приорах»!» Есть такое дело, согласен. Неприятный момент. Потому еще, что в других режимах мотор не досаждает вибрациями и отлично шумоизолирован.
Последний пункт — Темников. Прибываем туда уже в сумерках. На встречу пришло меньше всего читателей — четыре человека. Один из них — пожарный — сокрушался, что цена для него и его зарплаты высока. Но, может, это вина не производителей, а работодателей? Как сказал один читатель — представитель бизнеса — «Весту» бы несколько лет назад, когда мы в стране кушали шоколад. А сейчас, когда все чаще тянемся к черному хлебу… Но, во-первых, не все. А во-вторых… Все будет
|