С1 января 2014 года к работе в качестве оператора технического осмотра допускаются лишь аккредитованные компании и ИП. В Мордовии таковых насчитывается 6, а пунктов — 13. Они и только они наделены правом выдавать диагностические карты — «допуск» к покупке полиса ОСАГО. Но в регионе страховку покупают, минуя проверку на исправность авто… Как правильно пройти техосмотр, чтобы впоследствии не нарваться на проблемы со страховым возмещением? В каких районах республики действуют незаконные передвижные пункты ТО, берущие за свои услуги в два раза больше легальных? Почему другие бизнесмены просят увеличить цены на техосмотр до 500 рублей для легковушек? Ситуацию с техосмотром в регионе вновь изучил ДЕНИС ТЮРКИН.50 на 50
Итак, согласно последним нововведениям, процедуру аккредитации в регионе-13 прошли шесть операторов. Крупнейший из них (по числу пунктов — шесть), «Техтрансконтроль», работает в Саранске, Рузаевке, Ковылкине, Краснослободске, Зубовой Поляне и Атяшеве (ранее — в Ардатове). Второй по объемам и самый опытный игрок в этом бизнесе — ООО «Сигнал-2». Имеет по одному пункту в Саранске и Рузаевке. Предприятие со сложным названием ФГБУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» работает также в Саранске. Компания «Контакт-Ф» обслуживает клиентов лишь в Чамзинке. Есть еще две небольшие конторы — ИП Белов в Аким.-Сергеевке Зубово-Полянского района и ООО «Сервис» в Рузаевке. Особняком от всех этих компаний стоит ИП Макушкин в Саранске. Этот бизнесмен стал заниматься техосмотром только в конце 2013 года.
Пообщавшись с представителями четырех организаций — «Техтрансконтроль», «Сигнал-2», ФГБУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» и «Контакт-Ф», корр.«С» выяснил, что в прошлом году процедуру техосмотра в Мордовии у них прошли 41,5 тысячи единиц транспорта. Более или менее понятно по клиентообороту с двумя другими (ИП Белов и ООО «Сервис»). Это небольшие конторы, поэтому на двоих, по оценкам экспертов, у них не может быть более 4 тысяч единиц транспорта. Это при самом оптимистичном раскладе. ЗАО «Техосмотр», просуществовавшее до августа 2013 года, и его сменщик — ИП Макушкин, поднявший упавшее знамя, за весь год на двоих смогли привлечь — внимание! — более 40 тысяч клиентов. Оговоримся, что эти данные поступили не от указанного ЗАО и предпринимателя, а от конкурентов. ИП Макушкин по каким-то причинам не смог предоставить нужные цифры, а где искать «хвосты» закрывшегося ЗАО «Техосмотр» — непонятно… Так вот, приплюсуем 45 тысяч к этим 40 тысячам. Получается, техосмотр в минувшем году в республике прошли около 85 тысяч единиц транспорта. Где еще почти 100 тысяч, господа, ведь на учете в ГАИ стояло около 180 тысяч единиц техники старше 7 лет? Понятно, что небольшая доля «грустит» в гаражах и дворах, часть ездит в других регионах и там же проходит техосмотр. Но не все же 100 тысяч!
Путь извращения
И мордовские чиновники от транспорта, и операторы техосмотра схожи во мнении, куда «подевались» остальные. Их приманили страховщики, что продают полисы ОСАГО вместе с диагностическими картами. Например, таким образом приобрел страховку автолюбитель из Саранска Андрей. Правда, затем он действовал необычно… «Ко мне подошла женщина на площадке перед ГАИ, когда я оформлял только что купленную подержанную «Ладу»,— рассказал он корр.«С».— За 300 с небольшим рублей выдала мне незаполненную диагностическую карту без печатей, естественно, не внесенную ни в какой реестр. Но я не внял ее совету ехать по указанному адресу, чтобы заполнить карту, а купил за тысячу рублей новую, официальную. Обратился к знакомым в пункте техосмотра и даже не предъявлял авто на осмотр».
И таким извращенным путем идет значительное количество человек! Вместо того чтобы сначала отправиться на пункт ТО проверить машину, а затем с легальной картой ехать к страховщику, они дважды обманывают и себя, и закон. Но такие все равно попадают в статистику пунктов ТО, ведь их данные вносят в реестр.
Повисли в воздухе те, кто после покупки полиса ОСАГО и диагностической карты у добрых женщин вообще никуда не поехал. Да и зачем? Главная цель — полис — на руках! Логично предположить, что в случае наступления страхового случая им просто могут отказать в возмещении. Бывают и другие примеры.
«На днях к нам приехал автолюбитель на иномарке для повторного прохождения техосмотра,— рассказывает директор ООО «Сигнал-2» Владимир Исаев.— Показал диагностическую карту, которую ему выдали в подмосковном Раменском буквально в декабре. Мы проверили, этой карты нет в едином реестре! Случись ДТП — страховщики просто отказали бы ему в выплате». В связи с этим — совет: если сомневаетесь в операторе, посмотрите на сайте РСА autoins.ru, входит ли он в список аккредитованных.
Но сомневающихся мало. Наоборот, в Мордовии предостаточно автолюбителей, уверенных в операторах по техосмотру, как в близких родственниках. Речь о коррупции среди экспертов и других сотрудников пунктов ТО. Приобрел же автолюбитель Андрей, о котором шла речь выше, карту за тысячу рублей без осмотра. Не нужно быть провидцем, чтобы предположить, что такое может происходить в каждом пункте. «Да, в прошлом году был такой случай и у нас,— признается директор ООО «Техтрансконтроль» Владимир Антипов.— Стараемся пресекать такие факты. К сожалению, я не могу стоять рядом с каждым и каждого за руку держать! Да вы и сами прекрасно знаете, от кого исходит инициатива в этой ситуации — от автолюбителей, конечно. Что мешает им проходить честно, не обращаясь за такой «помощью»? Солидарен с «коллегой» и Владимир Исаев. «Если человек внимательно следит за своей машиной и с уважением относится к другим участникам дорожного движения, ему и в голову не придет ездить на неисправной технике,— считает он.— Поэтому такой автолюбитель и не будет участвовать в разных обходных схемах, обращаясь к знакомым коррупционерам в пунктах техосмотра…»
Проблемы
На фоне активных действий страховщиков у самих операторов появились проблемы. Например, представители ООО «Сигнал-2» в конце прошлого года даже обращались в Госкомитет РМ по организации торгов, ценовой и тарифной политике с просьбой об увеличении стоимости техосмотра. Для легковых автомобилей предлагалось назначить цену в 500 рублей вместо 340. Чиновники пока ответили отказом. Оператор не отказался от своей затеи. Он оперирует увеличением затрат на содержание производственных помещений, персонала, оборудования. Напомним, что цену на техосмотр назначает республиканское правительство. Последнее постановление датировано декабрем 2011 года…
Сетуют на повышенные расходы и другие операторы. «У нас было 20 с лишним экспертов,— говорит Владимир Антипов.— Я организовывал для них специальное обучение! Но после активной работы страховых компаний оказалось, что достаточно одного эксперта. Главное — договориться со страховщиками! И печатай диагностические карты сколько хочешь! Я взял кредит на развитие бизнеса. Пока не могу его погасить. А тут еще ввели дополнительные требования к оборудованию — газоанализаторам, люфтомерам, шумомерам, другим… Возникают вопросы: а так ли необходимо новое оборудование? Средств на его покупку мы тратим много, а вот отдача…»
Легальным операторам вставляют палки в колеса серые конкуренты. В Ардатовском районе были замечены передвижные пункты техосмотра. За свои услуги они берут по 700 рублей. Само собой, нелегально, ведь к операторам предъявляются строгие требования по оборудованию. Должны быть подъемники либо смотровые ямы, тормозные стенды, люфт-детекторы… Оборудовать всем этим передвижки проблематично, поэтому таких аккредитованных пунктов в регионе и нет.
Жалобный телефон
8 (495) 771-69-44 и 8-800-200-22-75 — номера Российского союза автостраховщиков, позвонив по которым можно пожаловаться на нарушения со стороны страхователей.
47-55-05 — номер дежурного прокурора Прокуратуры РМ, куда можно обратиться по поводу незаконных действий операторов и страховщиков.