Четверг, 26.06.2025, 18:26 Красноcлободск Приветствую Вас, Гость
 
Главная | Форум | Регистрация | Вход | RSS
Погода в Слободе

Погода в Краснослободске на неделю!


Перекресток

Канал на YouTube
Говорит и показывает...
YouTube - Краснослободск, Мордовия!

Форма входа

15244 просмотра

Поиск в КС

Календарь событий
«  Сентябрь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Статистика

Сейчас в Слободе: 1
Гостей: 1
Жителей: 0

Сегодня поздоровались:

Наша кнопка:

Краснослободск, Мордовия


Опрос

В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).


  Фотогалерея

Новинки в фотоальбомах

Случайные фотографии

  Новости раздела:
Главная » 2013 » Сентябрь » 10 » Способы охоты у эрзян и мокшан в XVIII–XX вв.
18:52
Способы охоты у эрзян и мокшан в XVIII–XX вв.


Охота – одно из древнейших занятий эрзян и мокшан, которое было не только важным источником получения продуктов питания, но и пушнины. Звериные шкуры шли на одежду и обувь, выступали в качестве предметных денег, пушнину мокшэрзяне приносила в жертву своим божествам, ею торговали и оплачивали подати.


В документах русского делопроизводства многократно упоминаются принадлежавшие эрзянам и мокшанам «лесные урожаи», «бобровые гоны», «лебединые ловли». Орудиями охоты были лук и стрелы, ножи и рогатины, всевозможные ловушки, капканы, позднее – охотничьи ружья.

Способы добывания животных делятся на две основные группы: активную и пассивную (добывание животных с помощью всевозможных ловушек без участия охотника). Активная охота требует личного участия в ней охотника в самый момент добычи и может производиться при помощи охотничьих животных (собак, ловчих птиц). В большинстве случаев самый акт добывания животных производится при помощи огнестрельного или холодного оружия.

С древности у эрзян и мокшан существовала охота на птицу и зверя при помощи прирученных и дрессированных животных и птиц. Кости собак находят на многих селищах, а также в документах XVII века упоминаются «орловые гнезда».

Сохранились письменные свидетельства о бытовании у эрзян и мокшан соколиной охоты. Так, фламандский путешественник В. Рубрук, проезжавший в 1253 г. через земли мордовского края, наблюдал там соколиную охоту и дал ее описание. «В изобилии имеются у них, – отметил он, – свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы». Во время охоты соколов «носят на правой руке и надевают всегда соколу на шею небольшой ремень, который висит у него до середины груди. При помощи этого ремня они наклоняют левой рукой голову и грудь сокола, когда выпускают его на добычу, чтобы он не получал встречных ударов от ветра или не уносился ввысь».

Ловля дичи с помощью соколов проводилась на открытом, безлесном пространстве, в самых южных районах проживания эрзян и мокшан – в Самарской, Саратовской, Пензенской и Тамбовской губерниях. Соколы были трех размеров – большие, средние и малые. По цвету перьев их называли серыми и черными. С одними или двумя хорошо обученными соколами ездили по полям, возле леса, рек, озер.

Увидев издали птицу (утку, гуся, тетерева), сокола бросали с руки. Он начинал всходить кругами вверх. Когда набирал достаточную высоту, дичь вспугивали – поднимали на воздух. Хищник в этот момент падал на нее сверху, бил грудью. А к ней прижимал крепкие, так называемые приемные когти задних пальцев, которые птица складывала вместе. Когти эти настолько остры, а удар ими так силен, что иногда, попадая по утиной шеи, перерезают ее пополам…

На такой ловле надо быть верхом на лошади, так как к месту падения сокола с добычей приходится далеко скакать, чтобы отнять ее, а сокола взять обратно на руку, защищенную толстой кожаной рукавицей. Травили также и ястребами-перепелятниками, тетеревятниками. С ловчими птицами добывали чаще всего лисиц, зайцев, волков, хорьков, а из птиц – перепелов, уток, куропаток, гусей и др. Охотились или с одними только птицами, или с ловчими птицами из-под собак.

У эрзян и мокшан широкое распространение получила охота с собакой. Так, в «Живописном альбоме народов России» за 1880 год в очерке, посвященном мокшэрзе, так описывается охота: «К различного рода звериным или лесным промыслам мордвины до сих пор сохранили особенную страсть. С собакою, ружьем, тенетами и с куском черного хлеба мордвин ходит по целым дням в лесу или по берегам рек и озер, отыскивая зайцев, волков, лисиц и разную дичь». Роль собаки в деле охоты весьма разнообразна, она может: а) догонять видимого зверя, ловить его и задерживать зубами; б) преследовать зверя по указанному ей следу, загонять его на дерево, в нору, ставить на отстой до прибытия охотника; в) самостоятельно отыскивать след и, почуяв или увидев зверя или птицу, как и в предыдущем случае, давать знать об этом охотнику лаем или стойкой; г) нагонять зверя на охотника; д) выгонять животное из чащи, логова и т. п.; е) разыскивать норы и раскапывать их; ж) помогать при охоте на крупного зверя, отвлекая на себя его внимание и давая возможность охотнику выбрать удобный момент для выстрела; з) разыскивать дичь, раненную или убитую; и) подавать последнюю.

Эрзяне и мокшане для охоты держали борзых или гончих собак. Например, В. Ауновский писал, что «многие мокшэрзяне держат борзых собак,с которыми, а также с ружьями и тенетами охотятся за зайцами, волками, лисицами и стреляют дичь». С. Архангельский в этнографическом очерке подчеркивал: «Леса породили в них охоту к звероловству: куда бы мордвин ни ехал, в поле за сеном или в лес, всегда окружает его стая гончих собак. Зимою он нарочно отправляется на охоту травить зайцев, лисиц, волков, и часто хорошая добыча вознаграждает труды его». В отличие от борзой, которая, догоняя, ловит зайца, лису, волка, гончая лишь гонит их.

Борзая – собака степей, ее в лесу использовать нельзя. Она не может набрать скорость, достаточную для поимки зверя. Гончие же лесные собаки. Они выгоняют зверя из островного леса, где его уже поджидали борзятники. Работают гончие по зайцу-русаку и беляку, красной лисице, лосю, кабану. При специальной подготовке (нагонке) гонят и волка. Гончие, первые охотничьи собаки, появились ранее борзых, так как первобытный человек был звероловом и жил в лесах. Сталкиваясь с дикими лесными собаками, он часто просто отнимал у них добычу. Позднее, приручив, использовал на промысле борзые, также имевшиеся у эрзянских и мокшанских охотников, стали известны с появлением татар. Вместе с ними применялись и гончие. Но их роль уже была подчиненной.

Татарский способ травли борзыми при помощи гончих стал поворотным в русской и мордовской охоте. С этого времени гончие используются не самостоятельно, а только как помогающие выгнать зайца, лису, волка из лесного острова, затерявшегося среди полей, на лучников и всадников с борзыми, которые догоняли зверей. Брали, как выражаются охотники, «по месту» – хватали за горло, уязвимые места и задерживали их до подъезда борзятников. Так продолжалось до появления огнестрельного оружия. Начиная с XIX века, все большее значение приобретает ружейная охота с гончими как самая простая и выгодная. Эта порода снова заняла ведущее положение, вытеснив борзых.

В настоящее время охота с собаками очень распространена. Так, Луконин Иван Алексеевич (1936 г. р.), житель села Каменка Атяшевского района Республики Мордовия, держит гончих собак, Мамаев Иван Иванович (1958 г. р.) из того же села зимой охотится на зайца, лису с гончими собаками, с легавыми на водоплавающую дичь. В селе Кочкурово Дубенского района Республики Мордовия два брата Самаркин Николай Кульмич (1962 г. р.) и Самаркин Виктор Кузьмич (1955 г. р.) держат три собаки, охотятся на зайца, утку, тетерева. В селе Спасское Большеигнатовского района Пестряков Владимир Николаевич (1957 г. р.) рассказал, что зимой на охоту ходят с гончими человека 3–4. Сам он держит одну гончую. Охотятся в основном на лис, зайцев.

Макеев Александр Алексеевич (1964 г. р.) житель того же села имеет одну гончую, Галянин Владимир Иванович (1944 г. р.) раньше, когда охотился, держал от двух до четырех гончих собак. Собаки были хорошие – гоняли хорошо. Один раз завел афганскую борзую. В посёлке Смольном Ичалковского района Республики Мордовия Буянов Алексей Сергеевич (1927 г. р.) на зайцев, лису охотился с собакой – у него была одна гончая русская. В селе Подлесная Тавла Кочкуровского района Республики Мордовия держат в основном гончих и лайку.

Кроме того, эрзянскими охотниками использовались различные способы ловли животных без помощи собак или птиц: заганивание животных до утомления на лошади, лыжах или в лодке; скрадывание – подход, подъезд, подползание к животному, на виду у него или пользуясь естественными или искусственными прикрытиями, или отвлекая как-нибудь от себя его внимание с помощью другого охотника или домашнего животного – собаки, лошади и т. д.; облава, загон или нагон на охотника; подкарауливание или засада; выслеживание; выгон животных из убежища или норы и др.

Наиболее распространенным способом охоты у эрзян и мокшан было подкарауливание или засада. Описывая у них охоту, В. Ауновский отмечал удивительное терпение и неутомимость. «Иногда же, по несколько часов сидят в кустах, или в чаще камыша, почти по пояс в воде, ожидая приближение дичи, и в случае неудачи, переходит на другое место. Описанные приемы продолжаются до тех пор, пока не явится полная надежда на удачный выстрел». Зная образ жизни животного, мордовские охотники пользовались его привычкой посещать определенное место или проходить по нему. Так в селе Колопино Краснослободского района РМ на лося охотились следующим образом: по их тропе, между деревьями натягивали проволоку, лось бежал, ударялся об нее, и в это время охотники убивали его из ружья. Для такого способа охоты надо было 5–6 охотников. Очень часто нападали на медведей, когда они взбирались на бортное дерево. В засаде сидели за естественным прикрытием или в искусственном приспособлении – яме, шалаше или сидьбе и на лабазе (сиденье на дереве); караулят ночью на солонцах, у водопоя, в разное время у нор, луговища и гнезд, на пути перелетов (ловят уток, гусей вертикально расставляемыми сетями – перевесами), переправ через реки, во время брачных игр – на току и тяге.

Так, в Кочкуровском районе на барсука охотились следующим образом – близко к норе делали «засидку» на дереве, позицию занимают с обеда и ждут когда барсук окажется около норы, где его и убивают. Нередко подкарауливание соединяется с приманкой животных на пищу или приманенных животных, например, хищников на падаль, птиц на ягоды и зерна, и т. п. Так, в Краснослободском районе раньше, когда было много лис, и они подходили близко к селу, на них охотились следующим образом: прятались в колхозные стога, а рядом бросали приманку – обычно дохлого теленка. Самцов манят на голос, подражая голосу самок или самцов, маток – на голос детей, хищника – на голос любимой добычи и т. д.

Мокшане умели удивительно ловко подражать крикам животных. Например, Б. Е. Смирнов в Зубово-Полянском районе записал следующий рассказ Ивана Степановича Моисеева: «Пошли раз постом на глухариную охоту. И один сказал: «Глядите, сейчас зайца позову!» Другие посмеялись над ним, и он отошел чуть в сторону и просил не шуметь. Начал кричать по зайчинному. Да так ловко, как зайцы только умеют. Смотрят, – бежит заяц прямо на них, рядом. Тут и убили зайца».

На волков эрзяне и мокшане охотилась таким образом: «Садится мужичок зимой в сани и объезжает глухие деревни, от одной к другой. Рядом с ним, тепло укутанный, лежит поросенок. Время от времени его дергают то за уши, то за хвост, чтобы он как можно громче визжал. Волки, чуя добычу, подбегают к саням, а вместо поживы их встречает выстрел». Манят также живой приманной птицей (охота на селезней с круговой уткой) или чучелами (охота на тетеревов, уток, гусей). Охота загоном, облавой – один из самых распространенных способов добывания животных. Она заключается в том, что один или несколько охотников садятся в засаду или просто поджидают зверя на «лазу», т. е. в том пункте, где он должен, по их мнению, будучи встревожен, пройти; другая же партия – загонщики или кричане – идет с противоположной стороны, оцепив большее или меньшее пространство леса, степи, болота и т. п. и пугает зверя криком, трещотками, постукиванием по деревьям, покашливанием и т. д., выставляя животное на стрелков. Загоном охотятся на копытных животных, медведей, волков, лисиц, зайцев и даже на птиц – тетеревов, рябчиков и проч. Так, эрзяне и мокшане села Оркино Саратовской губернии на Покров (1 октября), чуть не половина села выходит с раннего утра в лес, и там криком, шумом, гамом и собачьим лаем выгоняют дичь, убивая ее из ружья и палками.

Среди эрзян и мокшан распространена также охота на волков облавой, окладом с флажками. При охоте с флажками место, где, судя по следам, залег волк, окружают шнуром с небольшими красными флажками, подвешенным на кусты или палки в 20 см от снега. Волк боится ярких колеблющихся флажков, поэтому не выходит из окруженного шнуром участка и попадает на охотников.

Загон животных производится нередко не на стрелка, а на особые приспособления для ловли или умерщвления животных или на непокрытый снегом лед, где они скользят и легко настигаются охотниками. Зверей загоняют в тенета, в особые загородки, в сети. Применялись загоны диких животных в овраги, где можно было заранее сделать засаду или поставить ловушку. Кроме того, охотники сами выслеживали животных без собаки по пороше, по росе, по следам на земле или грязи и т. п. Например, в Большеигнатовском районе охотник Галянин Владимир Иванович за волком бегал четверо суток зимою по следу.

Таким образом, во время охоты эрзяне и мокшане применяла различные способы лова зверей и птиц. Несмотря на то, что в XIX веке для этих целей эрзянами и мокшанами уже широко использовалось огнестрельное оружие, традиционные средства охоты сохраняли свое значение на протяжении всего XIX – начала XX века.

Надо сказать, что в настоящее время ловля дичи с помощью специально обученной птицы ушла в прошлое, в то время как охота с собаками до сих пор остается распространенным явлением. Следует выделить для эрзян и мокшан два характерных вида охоты – активную и пассивную. Охота могла быть коллективной, с применением загона и облавы на зверей, и индивидуальной.
Категория: Новости | Просмотров: 1757 | Добавил: VETKA | Теги: Охоты, вв., мокшан, эрзян, способы, XVIII–XX | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Троицкий собор

Старец Иероним

К 90-летию Краснослободского р-на

О Новом Зубареве

Русское Маскино

Интересные статьи

Мнения о новостях
А насколько это все законно?
А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?))
И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк




7160 просмотров


При копировании данных ссылка на сайт http://kc13.ru/ обязательна | Краснослободск ©2025 |