Николай Осипович Манин – один из немногих в районе, кто имеет звание "Заслуженный работник культуры МАССР.
За этой наградой – большой труд сельчанина, о котором есть повод рассказать нашим читателям. В сентябре ветеран труда, отдавший всю свою жизнь культпросветработе, отметил свое 80-летие.
А началом всему была… гармошка. Родился Николай в семье простых крестьян тружеников, где уже росли сын и три дочери. Только три годика ему исполнилось, как пришла на отца, воевавшего на фронте, похоронка: погиб на Курской дуге. В семье рев стоял на всю округу. Трудно пришлось матери в одиночку поднимать пятерых. Голодали. А маленький Коленька с завистью глядел на сельского гармониста. Прасковья Никитична не раз замечала, как малыш, напевая мелодию, выстукивает ее то на вилах, то на граблях… В конце концов не выдержало материнское сердце: всплакнула да свела бычка на базар. Взамен принесла гармонь-"тулячку". То-то радости было в семье! Прознали девки в деревне, что у Маниных в доме музыка появилась, и ну просить 8-летнего Коленьку с собой на посиделки: "Айда с нами! Ты поиграешь, а мы попляшем!" Зимой, в морозы, посадят его в санки – и повезли на гулянку, юный гармонист знай только меха растягивает, веселит молодежь. Время хоть и послевоенное было, деревня с голоду пухла, дети колоски по полям подбирали, а люди петь и плясать не разучились. Так что гармонисты в особой цене были. Вот так, по воспоминаниям Николая Осиповича, и зародилась в нем великая тяга к народному творчеству, без которого он потом и жизни не мыслил.
Армия – еще один значимый кусочек жизни Николая Манина. Служить ему довелось не абы где, а на секретном ПО "Маяк", под Челябинском, где производился плутоний – начинка для атомных бомб и где в сентябре 1957 года произошла крупная радиационная катастрофа. В числе 1400 призывников из Мордовии 18-летний русскомаскинец принимал участие в ликвидации ее последствий. Солдаты инженерно-строительных войск демонтировали оборудование головного завода, который находился под землей на глубине 125 метров, где и произошел взрыв. Все работы армейцы выполняли с дозиметром в кармане, но им не раз приходилось рисковать своей жизнью. Такое случилось и с Маниным.
Однажды пятеро солдат, в числе которых был и Николай, направились чистить цистерну. Ему и досталось спуститься вниз первым. С повязкой на лице, пропитанной спецсоставом, Николай слез в цистерну и принялся за работу: стенки емкости нужно было протирать с помощью щетки специальной кислотой. Вдруг он почувствовал себя плохо: в глазах потемнело, подкосились ноги, из носа ручьем хлынула кровь. "Братцы, погибаю!" - успел он крикнуть наверх и потерял сознание. Очнулся в госпитале. Соседи по палате потом признались: "Когда тебя привезли, думали, что не выживешь". Но не таков был Манин, чтоб сдаться. Дважды его "списывали" на "большую землю" на лечение, но он вновь возвращался в свою часть. После, уже на гражданке, это, конечно же, скажется на здоровье, служба на "Маяке" подорвала его. Зато осталась на память гармонь, подаренная командиром роты. В армии Манин участвовал в самодеятельности, научился плясать чечетку.
С гармошкой за плечами в сентябре 1960 года армеец вернулся в родное Русское Маскино. Учебный год начался, а в школе не было учителя пения. Так что отдыхать после трехлетней службы не пришлось. Манин с удовольствием разучивал с детьми школьные песни. Потом и труд с физкультурой стал вести. Руки-то у армейца золотые, не только гармонь держать умели. А к Октябрьской Николай Осипович такой концерт с учениками закатил, что его слезно стали просить еще и клуб принять.
И завертелось- закружилось: днем – школа, ученики, вечером – клуб, работающая молодежь. Да вдобавок ко всему еще согласился и в соседние Каньгуши ходить, художественную самодеятельность в тамошнем клубе поднимать. С клубниками-баянистами напряженка была. Вот там-то Николай и разглядел свою односельчанку-старшеклассницу Марию. Бойкая, шустрая, все у нее в руках горело. "Огонь, а не девка!" - с восторгом говорили о ней деревенские. А больше всего Мария любила петь частушки, плясать, стихи со сцены декламировать. Разве такая не могла не понравиться баянисту? 18-ти еще не было – вышла за него замуж. Тогда у комсомола клич был: "Молодежь , на фермы!", и Мария, комсомолка-красавица, год после школы работала телятницей, была комсоргом молодежного коллектива животноводов.
Но получилось так – как и следовало быть: она пришла в клуб, и с 1964 года супруги стали работать вместе. Николай Осипович – заведующим, Мария Яковлевна – худруком. Удручающий вид имел тогдашний клуб в Русском Маскине: здание площадью 100 квадратов с разбитыми окнами и тремя лавками. Но любящим супругам не трудно было взяться за ремонт, и скоро очаг культуры был приведен в порядок. И тот, и другой понимали: клуб в селе – место красное, то есть красивое, сюда приходят за тем, чтоб встретиться друг с другом, пообщаться, отдохнуть от домашних забот-хлопот, повеселиться, согреть душу у песенного костра. Потому как "нам песня строить и жить помогает". Эти слова доброго шлягера советской поры стали жизненным кредо культпросветчиков Маниных.
Николай Осипович с головой отдавался работе. И в то же время успевал ездить на сессии в Ардатовское культпросветучилище. А по его окончанию ему был доверен ДК в Красной Подгоре. Вскоре Манин возглавил Красноподгорную централизованную клубную систему, куда вошли клубы сел Желтоногово, Потякши, Русское Маскино, Новый Усад. Централизация не замедлила дать позитивный результат: улучшилось финансирование, люди потянулись в самодеятельность с большим желанием, календарь клубных мероприятий стал насыщеннее. Так, только в ДК с.Красная Подгора при Манине работали 16 кружков, два хора, фольклорный ансамбль. Николай Осипович работал в тесной связи с колхозом "Свободный труд", и председатель Герой Соцтруда П.М.Волков оказывал работникам культуры всяческую поддержку – и деньгами, и костюмами для артистов, и призами для мероприятий. Тогда были хор доярок, ансамбль балалаечников-животноводов… Николай Осипович убеждал, что людей бесталанных не бывает. Не можешь солировать – пой в ансамбле, в хоре. Не получается петь – попробуй плясать или стихи читать и будешь участником агитбригады.
Агитбригада в 70-80-х годах играла большую роль в сельской культпросветработе. Главной ее задачей было поднимать настроение тружеников сельского хозяйства, ведь от него зависела производительность труда. Человеку же куда лучше работается, если у него душа поет. И агитбригада "Колос" колесила пыльными дорогами по всей округе, ее с радостью встречали и в Желтоногове, и в Новом Усаде, и в Русском Маскине. Самодеятельные артисты во главе с Н.О.Маниным, который всегда был в роли гармониста-баяниста, выступали прямо у комбайнов и на ферме, в лугах и у реммастерских. И материал у них всегда был в тему. Как-то в колхозе долго был отключен свет, агитбригада явилась к энергетику и спела для него частушку про то, как отсутствие энергии вредит дояркам. Ситуация быстро нормализовалась. В другой раз подобное случилось во время выступления "Колоса" в гостях. Принимали агитбригаду в Старом Шайгове. И тут артисты запели про то, как воруют с тока зерно. Один из местных шоферов густо покраснел… Говорят, он вернул украденное. Так что слава об агитбригаде из Красной Подгоры гремела на всю округу. Даже Почетной грамоты министерства культуры СССР за подписью самой Е.А.Фурцевой была удостоена.
А какие праздники устраивали Н.О.Манин и его команда: худрук Красноподгорного ДК Н.П. Пиксина, работники клубов М.П.Гудина и М.Я.Манина (с.Р.Маскино), С.М.Бушова (с.Желтоногово), М.А.Арянова (с.Н.Усад), И.М.Автайкин (с.Потякши)! Новый год и проводы зимы, праздники урожая и первой борозды, торжественная регистрация брака и новорожденных…
-До сих пор у нас помнят такой случай. В Русском Маскине мы решили провести праздник "В нашем полку прибыло". Это торжественная регистрация новорожденных, где председатель колхоза Павел Михайлович Волков должен был вручать подарки, - рассказывает М.Я.Манина. – Была зима. Морозно. А тут еще метель разыгралась. У нас было все готово, но мы боялись: а вдруг никто не придет? Ведь наши герои – новорожденные, причем у одной мамы даже двойня родилась. Казалось бы, куда ей в метель с двумя грудничками? Страхи наши оказались напрасными. Вопреки погоде собрались все, и праздник прошел на славу.
Культпросветчики Красноподгорной клубной системы стали первыми в районе, кто организовал праздник русской березки, который проходил на берегу Мокши. Это тоже было в 80-х. А инициатором его выступил Николай Осипович, только что вернувшийся из Москвы с курсов повышения квалификации. Кстати, таких поездок в белокаменную у него было много, и всякий раз он возвращался оттуда не с пустыми руками. Знакомясь с коллегами из других регионов, он завязывал переписку, в результате чего приходил обмен сценариями. Тогда ж Интернета не было. А однажды Манин ездил на съезд работников культуры СССР в г.Ульяновск. Там ему дали слово для выступления.
-Работа в клубе – дело хлопотное. Бывает, что ни выходных, ни праздников. Зато, какой наградой для нас являются аплодисменты на полевом стане, теплые улыбки жителей дальних деревень, куда мы приезжали с концертами. Заряжая настроением других, и сам получаешь радость, - делился с высокой трибуны со своими коллегами посланец Мордовии.
Манины – семья многодетная, у них четыре сына и три дочери. Сейчас уже 13 внуков и 7 правнуков. И даже это обстоятельство они обратили на пользу своей работе. В начале 80-х в их семейном коллективе "Дружба" вместе с главами семьи участвовали дети, а позже к ним примкнули и внуки. Первое большое выступление состоялось в Темникове, на смотре семейных коллективов. Николай Осипович, конечно же, был с гармошкой, а его "половинка" - с ложками, сыновья Юрий, Вячеслав, Андрей и Виталий – с балалайками. Потом парни взялись за гармошки. Где только не выступала дружная семья Маниных! В Саранске на празднике "Играй, гармонь!" имели счастье блеснуть перед самим Геннадием Заволокиным.
-Как вы хорошо играете! Но какие у вас плохие инструменты! – послушав их, воскликнул автор популярной телепередачи. К тому времени Н.О.Манин уже имел звание заслуженного работника культуры МАССР. Спустя время замминистра культуры Мордовии, наша землячка С.Н.Майданкина и вручила Манину пять гармоней – для всех участников семейного коллектива. Это было в 1992 году. Но инструменты по сей день исправно несут свою службу. И хотя Николай Осипович и его супруга давно пенсионеры, их семейный коллектив много раз был украшением концертных программ как районного фестиваля "Напевы родного края", так и республиканского "Шумбрат, Мордовия!" Особенно активно Манины выступали в 2008 году – в Год семьи. Тогда ансамбль под руководством 70-летнего главы большого семейства стал победителем республиканского фестиваля самодеятельного творчества "Вместе - дружная семья" и обладателем премии Главы РМ. Еще подарок земляку В.Д.Волков вручил на празднике Троицы в Русском Маскине в 2014 году. Это, конечно же, была гармонь.
Как-то супруги занялись подсчетом трудового стажа их семьи в культуре. Получилось 123 года. В клубах работали сын Виталий и дочь Светлана. Дочь Маргарита, закончив культпросветучилище, в течение 20 лет была библиотекарем на "Лисме" в Саранске.
В доме Маниных есть большой фотостенд с заголовком "Играла, пела и плясала большая дружная семья", на нем – вся их жизнь, отданная культпросветработе, народному творчеству, досугу земляков. Там есть и памятные снимки Николая Осиповича с первой женщиной-космонавтом В.Терешковой на съезде работников культуры, с телеведущим Л.Якубовичем на "Поле чудес", где Манин с внуком Артемом побывали в 2007 году, и с Главой РМ В.Д.Волковым на сельском празднике… Дополняют этот стенд копии разного рода дипломов и почетных грамот, которых тут тоже множество. В 1993 году Н.О.Манин стал лауреатом третьего Всероссийского фестиваля народного творчества, однако ж, диплом, говорят, сгорел во время пожара. Семь лет назад супругов постигло несчастье: взорвался телевизор, и от дома остались лишь руины. Но Маниных не бросили в беде. На пепелище был построен новый дом – краше, просторнее, светлее прежнего, за что они благодарны людям. Добро добром и окупается.
Нина МАВРИНА.
|