«Постройте храм своей души – добра уютную обитель, преграду зависти и злости…»
Краснослободское благочиние насчитывает 12 действующих храмов и три молельных дома. В ближайшем времени эти цифры увеличатся благодаря вводу в эксплуатацию новых церквей. Они возводятся в разных селах района, даже там, где никогда до этого их не было. Например, в Мордовских Полянках. История о том, как там все начиналось и успешно продвигается, показательна. Она для тех, кто мечтает о возрождении того блестящего поколения русских меценатов конца XIX века. Дескать, еще немного и восстанет из праха веков та, забытая "викторианская" Россия, а новые предприниматели, вдохновившись примерами Третьяковых, Морозовых и Милюковых, наперебой побегут вкладывать состояния в народные больницы или храмы. Рассказ о глубокой вере, соборности нашего народа и чудесах, что творятся на родной земле.
В прошлом году в Мордовские Полянки из Хабаровска приехала семья Гусаровых. Девичья фамилия Нины Валентиновны – Максимкина. Ее супруг – Александр Петрович, бывший военный, приехал на родину супруги в гости. В деревне они не были 12 лет. Родители давно умерли. Но в родные места тянуло, как магнитом: захотелось навестить родственников и друзей, отдохнуть в деревне. Не только это. Их открытое заявление несколько удивило сельчан. Семья приехала в Мордовские Полянки с конкретной целью - благое дело совершить: вышли к землякам с предложением часовню построить. Отправились к Владыке в Краснослободск. Однако Епископ Краснослободский и Темниковский Климент благословил их на храмостроение, так как в часовнях литургии не совершаются. Подготовительная работа закипела по возведению храма в честь Святой Троицы.
- В прошлом году у нас произошло сразу два знаменательных события. Первое - 31 мая 2015 года освящение родника в честь Троицы Живоначальной. Его обустройством занималась вся деревня. Потому как с детства была известна история этого святого места за селом. По детским воспоминаниям моей прабабушки, 1905 года рождения, в роднике когда-то произошло знамение – всплыла небольшая икона Пресвятой Троицы. В XIX веке это место очень почиталось народом, - рассказывает настоятель Михайло-Архангельской церкви в Старой Рябке, иерей Алексей Лушкин. - Здесь стоял бревенчатый сруб, в нем находилось много икон, перед которыми горела лампада. Народ благоговейно сюда ходил молиться, обращаясь со всеми своими просьбами к Богу. Со всей округи приходили к роднику чистой воды испить. На каждый праздник женщины всегда готовили бозу, а воду для нее непременно брали только из святого источника. Мужики запрягали лошадей и на подводах или санях в кадушках возили ее домой. Спустя века ничего не изменилось. Из поколение в поколение, из уст в уста передавалась эта традиция, которой в полной мере решено была возродиться в наше время.
Инициаторами облагораживания источника и строительства купели были братья Потапкины. Так, здесь появились цветники, дорожки из брусчатки, ведущие к двум строениям – бревенчатому (купальня) и металлическому строениям (источник), а также большому мраморному поклонному кресту с изображением Святой Троицы. Все строения вместе находятся за кованой оградой, чтобы домашние или дикие животные не попали на территорию святого места. Для людей в тот памятный день царил настоящий праздник, на котором многие присутствовали в национальных костюмах, пели песни и просто радовались возрождению старинных русских добрых традиций. Так чтили память предков и с надеждой смотрели в будущий день.
- В День Святой Троицы, издревле считающимся днем рождения Церкви Христа Спасителя, возле школьного сада на полянке был заложен и новый Троицкий храм, - продолжает отец Алексей. – Прошлым летом Гусаровы курировали его строительство из красного кирпича. Потом семейная чета уехала домой назад в Хабаровск, но дело продолжил курировать их родственник И.С.Лушкин. Кирпичная кладка здания завершена.
- Что нами двигало? И родителей вспомнили, и после себя на долгую память что-то оставить хорошее. Обидно, что в родном селе никогда не было храма. Вот и решили потрудиться во славу Бога – дом Божий построить! – говорит Н.В.Гусарова. – Святая Церковь называет Троицу – Живоначальной, и это потому, что для самой церкви Троица является началом жизни. Вот так у нас все сложилось символично. И прошлый отпуск провели в Мордовии с большой пользой. Наняли профессионалов – мастеров из «Золотых куполов». Все, начиная от архитекторов и заканчивая рядовыми строителями, имеют специальное образование. Работы идут по плану. Сейчас внутри большого здания стены штукатурятся. Электричество проводит специалист из Москвы. Водопровод и канализация проведены. Природный газ появится в ближайшем времени. Недавно с Волгограда приезжали специалисты по поводу купола, подкупольного барабана и иконостаса. В общем, строители обещали, что до осени сдадут объект под «ключ». Начинаются кровельные работы. Напольную плитку и на цоколь, лестницы завезли. Двери и окна заказали. По договору нам доставят паникадило, светильники, жертвенник и другие необходимые вещи для внешнего и внутреннего убранства храма.
Реакция? О таком начале новой жизни знал только узкий круг людей. Дети и близкие нас поддерживают. Ни в чем нет разочарований, наоборот, радость сердце переполняет, что все идет по плану. Мы с мужем – работающие пенсионеры. Предприниматели. Обеспеченные люди. У нас все есть. Поэтому и решили храм возвести, - сказала в заключение Нина Валентиновна.
Они опять гостят в районе. У объекта стройки – их богоугодного детища. Живут скромно, в простом деревенском домике у родственников. А могли бы отстроить особняк на месте ветхого родительского дома. Но у них иное мировоззрение. И богатство высшей пробы. Такая вот переоценка ценностей… Ее сделали не только они, но и многие другие в возрастающем потоке людей, хлынувшем сегодня в деревню. Земляки возвращаются из больших городов в родные места (число местных жителей – более 70 человек). Нет, замков и коттеджей, как в городе, не возводят. В Мордовских Полянках приехавшие из разных городов России восстанавливают ветхие родительские дома. Не меняют коренным образом усадьбы, сохраняя традиционный национальный колорит деревенской жизни, тонко реконструируя и облагораживая, подчеркивая самобытность.
Справедливости ради подытожим: рассказ не про новых русских, чье богатство обязывает… Про истинную веру, которая без дел – мертва и возрождение благочестивой традиции жертвователей на строительство святыни. Обычно считается, что возведение храмов, их восстановление и содержание лежит на служащих церкви и людях состоятельных, но на самом деле - это долг каждого верующего. Хорошо, что гораздо больше людей стали понимать роль и значение Русской Православной Церкви в укреплении и развитии высоких нравственных качеств, духовности и человеколюбия.
"Красная Слобода"
P.S. Всю масштабную картину, отображающую поэтапное строительство и обустройство святого источника, храма в честь Святой Троицы, можно красиво воспроизвести по многочисленным фотографиям, размещенным на официальном сайте Михайло-Архангельской церкви.
К слову
Несколько месяцев в Успенском храме Краснослободска ведет роспись алтаря его настоятель Александр Шапкин. Это - плюс, минус - прохудилась кровля церкви. Своими силами ее не восстановить. Составлена смета: на обновление "барабана", купола и креста производители из Волгодонска запросили чуть больше 500000 рублей. Время исполнения заказа два месяца. Все дело - за средствами. Найдутся благотворители?
|