Выплаты по «автогражданке» вырастут в три с лишним раза вместе с увеличением тарифа
Перед уходом на каникулы депутаты Госдумы сделали автовладельцам подарок - по решению парламентариев выплаты по ОСАГО в стране увеличатся в три с лишним раза, правда, и тарифы возрастут - но только на четверть. Корр. «ВС» решил разобраться в нововведениях вместе с депутатом Саранского горсовета Сергеем КИЗИМОМ (он же - руководитель саморегулируемой организации в сфере транспорта).
Изменения в закон об ОСАГО вступают в силу поэтапно. Это позволит страховым компаниям адаптироваться к новым требованиям. Итак, согласно принятым поправкам с 1 октября 2014 года лимит выплат по имущественному ущербу в ДТП возрастет с нынешних 120 тысяч до 400 тысяч рублей, а с 1 апреля 2015 года - по жизни и здоровью со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. «Однако нужно учитывать, что новое правило не распространится на старые договоры, которые были заключены до вступления поправок в силу, - поясняет Сергей Кизим. - Водителям, имеющим договор ОСАГО, заключенный до 1 октября текущего года, и желающим в случае ДТП получить выплату в размере 400 тысяч рублей, нужно будет доплатить страховую премию до стоимости полиса ОСАГО, действующей на начало октября. Если же водитель продолжит ездить по старому полису ОСАГО и после 1 октября, то он должен быть готов к тому, что лимит выплат по ущербу имуществу в ДТП для него останется прежним - 120 тысяч рублей».
Как будет учитываться износ деталей
С 1 октября 2014 года снижается уровень максимально допустимого износа деталей, который учитывается при определении страховой выплаты на ремонт транспортного средства - с 80% до 50%. При этом возмещение можно будет получить не только в виде денежной выплаты, но и в «натуральной» форме, то есть ремонтом. Напомним, что до недавнего времени только страховая компания могла решать, что именно она готова предоставить своему клиенту - деньги или направление в автосервис.
«Уменьшение предельного износа автомобиля позволит избежать злоупотреблений со стороны страховщиков, так как теперь они не смогут удешевить автомобиль с 80% до 20%, а только до 50%, - говорит Сергей Кизим. - Если сейчас страховщик выплачивает только 20% стоимости детали, которую считает изношенной, то после вступления поправок в силу он в любом случае будет обязан компенсировать хотя бы 50% ее стоимости. Кроме того, в соответствии с поправками, внесенными в закон об ОСАГО, автовладелец сможет самостоятельно выбирать способ возмещения - либо денежная компенсация, либо ее альтернатива в виде ремонта, причем отвечать за продолжительность и качество ремонтных работ будут страховые компании. На мой взгляд, это совершенно правильно, ведь у пострадавшей стороны должен быть выбор.
Предположим, клиент выбирает ремонт автомобиля. Страховая компания в течение 20 дней - а не 30 дней, как это было раньше, - после подачи клиентом соответствующего заявления должна направить машину в сервис, с которым у нее заключен договор. После того, как в отведенные сроки ремонт будет осуществлен, автомобиль должен быть возвращен владельцу, даже в том случае, если страховщик не заплатит сервису вовремя».
Европротокол с русским акцентом
Увеличивается и лимит выплат при оформлении ДТП по европротоколу без участия сотрудников ГАИ - с 25 до 50 тысяч рублей. При этом на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рамках эксперимента выплаты по европротоколу будут производиться до 400 тысяч рублей. Однако для этого участник ДТП должен предоставить страховщику фото- или видеоматериалы с фиксацией ГЛОНАСС местоположения транспортных средств.
«Честно говоря, я вообще настороженно отношусь ко всему, что связано со словом «евро», будь то валюта, топливо стандарта Евро-4 или европротокол, - говорит Сергей Кизим. - Допустим, если бы я попал в аварию, признаюсь, не стал бы составлять европротокол, а предпочел бы вызвать аварийных комиссаров, несмотря на солидный водительский стаж. Почему? Дело в том, что после ДТП в большинстве случаев все его участники находятся в стрессе и зачастую не в состоянии адекватно оценить произошедшее. В такой ситуации просто необходим взгляд со стороны, причем профессиональный. Поэтому я считаю, что при ДТП, во-первых, нужно успокоиться, во-вторых, позвонить аваркомам и дождаться их приезда. Сегодня наш российский водитель неохотно прибегает к оформлению ДТП по европротоколу, а если и решается оформлять европротокол, то возникает масса вопросов. Вот и приходится разбираться в сложностях упрощенного ОСАГО. Так что пока европротокол у нас получается с русским акцентом. Кстати говоря, по новому закону с 1 октября 2019 года на территории нашей страны запланировано введение «безлимитного» европротокола. Как это будет осуществляться на практике, пока сказать сложно. Поживем - увидим».
Штрафы для страховщиков
Новый закон предусматривает штрафы для неповоротливых страховщиков. Штрафы за затягивание выплат возрастут с 0,1% до 1% от предполагаемого возмещения за каждый день просрочки.
Начиная с 1 июля 2015 года, договор ОСАГО может быть заключен в электронном виде. В этом случае страхователю направляется полис также в виде электронного документа.
Еще одно нововведение, которое позволит уйти от большого количества судов, - досудебное урегулирование споров между сторонами. Изменения в законе предполагают, что страховщик в течение пяти календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления претензии) должен рассмотреть претензию страхователя и удовлетворить его требование или направить мотивированный отказ. Кроме того, в новом законе предусматриваются штрафы за отказ в продаже полиса ОСАГО при наличии лицензии у компании или навязывание дополнительных услуг - до 50 тысяч рублей для должностных лиц.
Также новый закон предусматривает и случаи досрочного прекращения договора ОСАГО. Теперь при досрочном прекращении договора ОСАГО страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, приходящейся на неистекший срок действия договора или неистекший срок сезонного использования машины.
ОСАГО подрастет
Вместе с повышением лимита выплат по ущербу имуществу в ДТП вырастет в цене и полис ОСАГО. Напомним, до сих пор в стране действовал тариф, установленный на уровне 1980 рублей еще в 2003 году. Стоимость полиса росла за счет увеличения территориальных коэффициентов, учета водительского стажа, мощности автомобиля. В Мордовии стоимость полиса ОСАГО на сегодня составляет 2376 рублей.
После вступления нового закона об ОСАГО в силу Банк России намерен поднять базовый тариф на 18 - 24%. Затем, в течение следующего полугодия, Центробанк будет решать, необходимо ли дальнейшее повышение тарифа.
Еще одно важное нововведение - создание в 2015 году единой по России автоматизированной системы, содержащей страховую историю по ОСАГО и ДСАГО (добровольному страхованию автогражданской ответственности). «В настоящее время у каждой страховой компании имеется собственная база, содержащая страховую историю клиентов, - объясняет Сергей Кизим. - Сегодня, если автомобилист желает сменить страховщика и заключить договор ОСАГО с другой компанией, он должен принести справку о безаварийном вождении. В этом случае клиенту будет предоставлена скидка за безаварийную езду. Новый закон предполагает создание единой по стране автоматизированной системы, содержащей страховую историю по ОСАГО и ДСАГО. Теперь страховщики должны верить пришедшему к ним клиенту, заявляющему о своем безаварийном стаже вождения, на слово, а затем проверять сведения о безаварийной езде самостоятельно по единой автоматизированной системе».
Согласно новому закону заключить договор ОСАГО можно будет в любом филиале страховой компании. За выплатой по «автогражданке» теперь нужно обращаться только в свою страховую компанию. «Это правильно и удобно, - уверен Сергей Кизим. - Если раньше водитель, автомобиль которого пострадал в ДТП, бегал в ожидании выплаты от своего страховщика в страховую компанию виновного в ДТП или наоборот, то теперь, с внесением соответствующих поправок в закон об ОСАГО, стало больше ясности - за выплатой нужно обращаться только к своему страховщику».
«Не нужно стесняться отстаивать свои права!»
«Несмотря на внесение поправок, на мой взгляд, все еще существуют пробелы в законодательстве об ОСАГО, - убежден Сергей Кизим. - Например, в обновленном законе ничего не говорится о надлежащем расположении пунктов урегулирования убытков страховых компаний, в то время как у нас в Мордовии компания «Росгосстрах» перенесла свой Центр урегулирования убытков аж в Краснослободск! Мыслимо ли это? Почему он не располагается в Саранске? Согласитесь, далеко не каждый автомобилист захочет отправиться так далеко, чтобы решать страховые споры, ведь для этого сначала придется потратить драгоценное время и деньги на бензин…
Все мы ожидаем позитивных изменений в связи с принятием обновленного закона об ОСАГО. Однако хотелось бы призвать страховые компании к социальной ответственности и уже сейчас, не дожидаясь вступления в силу новых законов, начать нормально работать.
К сожалению, пока страховые компании есть за что критиковать. Только в Мордовии за счет навязывания услуг, по моим подсчетам, из кармана граждан изъято около 500 миллионов рублей! Поэтому неудивительно, что обновленный закон об ОСАГО в большей степени нацелен на предупреждение обмана граждан и регламентацию действий страховых компаний.
Хочу подчеркнуть, несмотря на то, что закон и урегулировал некоторые нюансы в страховании, это не освобождает граждан от необходимости защищать самих себя в случаях, когда их права нарушаются. Не нужно стесняться отстаивать свои права! Я рекомендую собирать доказательства о нарушении прав вплоть до видео- и аудиозаписей, а затем обращаться в ФАС или отправлять нам смс о факте нарушения на этот номер - 308-999. Если же вопрос касается профессионального транспорта, то нужно обращаться к нам в СРО по телефону 47-48-76».
В белых рубашках и без головного убора
«ВС» рассказывал, что в ходе организованного ФИФА визита мэра Саранска Петра Тултаева в Бразилию наш градоначальник обратил внимание на работу общественного транспорта. По словам мэра, даже в Куябе, где уровень жизни гораздо ниже нашего, очень много такси, причем все они одного цвета и оснащены счетчиками. Глава Саранска предложил создать городскую службу такси, в которую смогут войти любые операторы. Он поручил организовать встречи с пассажироперевозчиками столицы Мордовии, а также с руководителями основных таксомоторных служб. На встречах будут выбраны единый цвет машин и оформление автобусов и маршруток, обговорен внешний вид (униформа) водителей, а также обсуждено оснащение таксопарка Саранска счетчиками.
«Поддерживаю все эти нововведения, - говорит Сергей Кизим. - Думаю, что все это возможно, если на то есть политическая воля. Однако прежде всего нужно оценить, в какой ситуации мы находимся сейчас. Думаю, следует начать с самих водителей такси и безопасности используемых ими автомобилей. Если таксист работает легально, то к нему возникает гораздо меньше вопросов, потому что он проходит предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр, проверяется и автомобиль, на котором он осуществляет перевозки. Что касается таксистов, то сегодня в Мордовии на рынок может выйти кто угодно, поэтому мы и получили среди водителей эпилептиков, алкоголиков и наркоманов. Возникает ощущение, что частный извоз - это временное убежище от безделья и безработицы. Только задумайтесь, насколько рискует пассажир, садясь в такое такси!
Кстати говоря, наша саморегулируемая организация совместно с советом регионального отделения общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей в Мордовии проводит проверки. Вызываем машины такси из разных фирм, проверяем на предмет соблюдения всех требований законодательства о такси, в первую очередь, безопасность автомобиля. Затем составляем акт проверки и все документы отдаем в соответствующие инстанции. Такие проверки проводим на общественных началах, и таксисты ведут себя по-разному: одни - доброжелательно, другие - хлопают дверью и уезжают.
Когда мы сможем решить эти первостепенные задачи, тогда можно будет задуматься и об униформе водителей и едином цвете машин. Думаю, в качестве единого цвета для такси логично выбрать желтый, как это и принято во многих странах. Относительно униформы - например, лондонские таксисты встречают своих клиентов в белых перчатках. На мой взгляд, достаточно того, чтобы водитель был одет чисто, опрятно, в рубашке светлых тонов и без головного убора. Почему без головного убора? Мы заметили, что не всем клиентам нравится, когда таксист - в бейсболке или шапке. Что касается оснащения такси счетчиками, то этот вопрос, полагаю, нужно решать на российском уровне…»
|