Мы
будем
очень Вам признательны, если Вы разместите нашу кнопку на своём
сайте!
Опрос
В 2016 году планируется установка памятника солдату Великой Отечественной войны в г.Краснослободске (нынешний мемориал, безусловно, останется на своем месте).
Создатель «Нивы» Петр Прусов — о качестве машин, новых моделях и будущем АвтоВАЗа Общество
В 2012 году легендарной «Ниве» ВАЗ-2121 исполнится 35 лет. В момент появления на автомобильном рынке тольяттинская трехдверка оказалась сверпрогрессивной. Несущий кузов, независимые подвески и почти легковой комфорт — таким внедорожник еще не делал никто в мире. Его создатель Петр Прусов приложил руку к запуску в серию ВСЕХ тольяттинских автомобилей, кроме семейства 2101-03. 69-летний конструктор до сих пор работает на АвтоВАЗе. Что зашифровано в названии «Нива»? Почему волжский автогигант до сих пор выпускает модели прошлого века? Появится ли новая «Шевроле-Нива»? ДЕНИС ТЮРКИН с помощью легендарного конструктора заглянул в прошлое и будущее отечественной автомобильной промышленности. «Нива»
Это сейчас при создании внедорожника подвеску сделают независимой и спереди и сзади. В ваше время существовали стереотипы с рессорами и неразрезными мостами, как у УАЗа. Как появилась мысль насчет независимой подвески и дисковых передних тормозов?
— «Нива» в моем представлении не должна была стать автомобилем только для бездорожья. Сельчане, охотники, рыболовы и прочие любители природы ведь ездят и по асфальту. К тому же, создавая «Ниву», я учитывал важную вещь: максимальное использование серийных агрегатов и деталей. На ВАЗе не было рессор и рамы. Так задняя подвеска стала пружинной, передняя — независимой, а кузов — несущим. Насчет использования дисковых тормозов было столько споров... Эти узлы от «Фиата-124» оказались очень проблемными в российских условиях. Одну сторону занимали чиновники от автомобильной промышленности, другую — я и тогдашний главный конструктор ВАЗа Владимир Соловьев. Веское слово сказал генеральный директор Виктор Поляков: «Не будем им мешать. Пусть потом за это отвечают, если что». Мы и попробовали, доработав суппорты. Почему я ратовал за диски? Машина все-таки должна была стать скоростной по тем временам. Тогда подобные тормоза имел только один внедорожник в мире — английский «Ленд-Ровер».
Как родилось имя?
«НИВА» — это аббревиатура из первых букв имен. Наташа, Ирина — так зовут моих дочерей. Вадим, Андрей — сыновья Владимира Соловьева. Это уже потом мы начали говорить про поле, про машину, которая способна ездить по этому полю... Кстати, тогда выпускался комбайн «Нива». Поговаривали, что, назови мы свое детище аналогично, будет нарушено законодательство... Мне даже пришлось обращаться на этот завод за разрешением. СССР
В то время вы имели в собственности автомобиль? Ведь обычному человеку техника практически не доставалась: очереди, блат...
— Мне всегда по работе приходилось иметь дело с техникой, но первая личная машина появилась только в 80-х годах. Это была «девятка». Сейчас у меня три хетчбэка: служебная «Калина», ВАЗ-2112 и «Шевроле-Нива». Последняя модель, кстати, прямая последовательница «Нивы» из 70-х. Она даже спроектирована той же командой.
У родственника прекрасно сохранилась «шестерка» выпуска середины 80-х. Родная краска и минимальное присутствие ржавчины! А сейчас сошедшие с конвейера «Жигули» ржавеют на следующий год, а «Волги» сгнивают полностью через пять-шесть лет...
Качество окраски стало хуже, особенно там, где применяется не катафорез, а анафорез (варианты грунтования кузова — «С»), как на «классике». Следует учитывать и тот важный момент, что на современных дорогах стало гораздо больше всякой химии. У нас, в Тольятти, как и почти во всех городах страны, машины зимой грязные. Даже при температуре минус 15 градусов. Россия
Долгие годы АвтоВАЗ выпускает модели из 60-х. У «Мерседеса», например, тоже есть «динозавр» — «Гелендваген», но он дорабатывается из года в год, становясь безопаснее и комфортнее. Что мешало вазовцам так же усовершенствовать конструкцию «Нивы»? Например, АБС появилась только в этом году...
— Самое главное — это отсутствие средств на глобальное обновление. По мелочи «Лада 4х4», под каким именем сейчас продается старая «Нива», обновлялась. Не будем забывать, что она имеет сертификат безопасности и до сих пор присутствует на рынке Европы — в Германии, Франции, других странах. Скажу насчет антиблокировочной системы тормозов. Это ведь палка о двух концах для внедорожника. Когда вы едете по снегу или неровностям вроде брусчатки, эта система может сработать во вред.
Но АБС ведь настраивают с учетом эксплуатации автомобиля. Я поездил на обновленной «Шеви-Ниве», и там все очень даже неплохо. В грязи и снегу система срабатывает гораздо позже, чем на обычном авто, либо не срабатывает вовсе...
— Тем не менее в условиях бездорожья подобная машина проиграет коллеге без электроники. На брусчатке такой внедорожник вообще может остаться без тормозов! Но я не хочу показаться ретроградом: во многих других ситуациях АБС действительно очень полезна.
Как-то вы сказали, что качество машин зависит от рабочих. Современные сборщики лучше, чем советские?
— Техника, как и жизнь, развивается по спирали. В 70-х годах на ВАЗе были прекрасные сборщики, ничуть не уступающие коллегам из Европы. В последующие два десятилетия разболталось все, и не только сборка. Стали хуже материалы. Это было проблемное время. Сегодня, к счастью, ситуация выправляется. Качество сборки в 2000-х стало гораздо лучше, чем в 90-х. Так же как и качество комплектующих изделий.
50 лет назад итальянцы помогали делать русский автомобиль. Теперь этим занимаются люди из «Рено-Ниссан». Вам как конструктору не обидно, что мы сами этого сделать не можем?
— Такое время — глобализация. Это нормально. Сегодня нельзя быть изолированным от мира. Скажу вам, что практически ни один автопроизводитель не делает машины самостоятельно. В процесс вовлечено большое количество людей и компаний из разных стран. Новые модели и Чечня
Будет ли новая «Нива»? Когда появится преемник у «Шеви-Нивы»?
— Новая «Лада 4х4» будет производиться на одной платформе с «Шеви-Нивой». Это будут две разные модели, продаваемые в разных ценовых диапазонах. Планируемый отрыв одной от другой составит как минимум 80 тысяч рублей. Машины появятся на рынке в ближайшие несколько лет.
Вы были одним из разработчиков «Оки». После ухода модели с российского рынка образовалась брешь. Будет ли чем ее заполнить АвтоВАЗу?
— Категорично — нет. Эта ниша, к сожалению, осталась в России голая...
Когда со сцены уйдет «семерка»?
— В 2013 году. Ее заменит «Гранта», немного на другом уровне.
Назовите самую любимую вами модель родного завода.
— Их две: классическая «Нива» и «Калина», переросшая в «Гранту».
Как вам «Лада-Гранта»?
— Хороший автомобиль, я уже вволю наездился. По сравнению с «Калиной» вырос ряд потребительских качеств. Я обязательно куплю себе хетчбэк, как только появятся средства. Я приверженец таких кузовов. Хотя в нашей стране всегда автолюбители приобретали седаны. Им хотелось автомобиль с большим багажником и обособленным салоном.
Почему не пересядете на иномарку?
— Не хочу. По соотношению «цена — качество» российские автомобили — лучшие. Советую автолюбителям приобретать технику в соответствии с размерами кошелька. Когда покупаю вазовские машины, твердо знаю, что проблем с эксплуатацией не будет. Они проглотят наше топливо, легко отремонтируются, запасные части найдутся в свободном доступе.
Вы были руководителем рабочей группы от АвтоВАЗа по строительству завода в чеченском Аргуне. Согласны, что производство автомобилей в этой республике — больше политический вопрос?
— С этим не спорю. Уровень безработицы в Чечне был 70 %! Если бы людям не дали работу, города пришлось бы отстраивать заново. Менталитет народа не позволяет просить милостыню. Если нет другого выхода, они идут на дорогу. Тогда все устали от войны и искренне хотели мира. Но для этого требовалось восстанавливать разрушенное. Сейчас на «Чеченавто» собирают две модели: «семерку» и «Приору». Добавлять другие модели можно будет только после запуска сварочного и окрасочного цехов. Сборочные мощности позволяют производить до 50 тысяч машин. Сегодня собирают 7 тысяч. Личное дело:
Петр Михайлович Прусов родился 6 января 1942 года в Витебской области в Беларуси.
Окончил местный техникум механизации и сельского хозяйства. Выпускник Запорожского машиностроительного института. Учась в вузе, подрабатывал конструктором на Запорожском автомобильном заводе.
На ВАЗ попал в 1970 году по распределению, с тех пор это его единственное рабочее место. Долгое время был главным конструктором. Сейчас — ведущий конструктор.
Ответил отказом на предложение иностранных автопромышленников трудоустроиться в компании «Порше» и «Мицубиси». «Я домашний человек, поэтому уютно чувствую себя за рубежом всего две недели», — поясняет Прусов.
А насколько это все законно? А если это вынести на общественное обсуждение - например, к Малахову на канал?)) И чтобы об этом высказалась Администрация Президента России. Ну хотя бы Песк