205 лет назад, 16 августа 1811 года, в Краснослободске Пензенской губернии в семье почётного гражданина города, купца 1-й гильдии родился выдающийся русский археолог, юрист, путешественник, коллекционер и основатель первого музейного собрания христианских древностей в составе Румянцевского музея, Пётр Иванович #Севастьянов
Пётр Иванович получил домашнее воспитание при непосредственном участии М. М. Сперанского, занимавшего в 1816-1819 годах пост пензенского губернатора. С 1822 года обучался в частном московском пансионе, а затем — на юридическом факультете Московского университета.
Окончив университет со степенью кандидата, он попеременно служил в Министерстве юстиции, Военном министерстве, Министерстве народного образования, в городской общей думе и в депутатском собрании.
Однако, несмотря на успешную карьеру, награды и поощрения, к службе Пётр Иванович был равнодушен. Во время многочисленных командировок по России и Европе Севастьянов увлёкся поисками памятников христианской культуры.
В 1851 году Пётр Иванович, получив наследство, вышел в отставку и посвятил себя поиску и собиранию уникальных историко-культурных памятников. Более всего его привлекали острова греческого мира, северные берега Африки, Египет, Сирия, Палестина, Смирна, Константинополь, монастыри Афона.
Глубоко заинтересовавшись истоками христианского искусства, он мечтал о создании «Ключа христианской иконографии» — обобщённой энциклопедии сохранившихся памятников.
Перед поездкой по святым местам исследователь занимался в библиотеках Петербурга и Парижа, читал специальную литературу по археологии и палеографии. По совету своего друга фотографа С. Л. Левицкого путешественник изучил искусство фотографии, с помощью которого он смог делать копии с древних рукописей, скульптур и других памятников, хранящихся на Афоне. Его идея о создании «фотографического архива рукописей и других древностей» была впоследствии воплощена во Франции. Однако сам Севастьянов не успел создать систематического альбома своих многочисленных уникальных находок.
Собрание снимков и значение фоторабот исследователя было высоко оценено учёными. Один из историков писал, что «честь применения фотографии к нуждам археологии принадлежит П. И. Севастьянову, честь особенная, потому что он свои первые фотографии делал с памятников, недоступных учёным, — с памятников Афонской горы».
После возвращения Севастьянова в Россию состоялась выставка его собрания в Московском университете и в здании Синода в Петербурге, которую в числе прочих посетил император Александр II и императрица Мария Александровна. За свои заслуги он получил орден Святого Владимира 3-й степени, а также стал почётным вольным членом Академии художеств.
В апреле 1859 года Севастьянов вновь отправился на Афон как официальный руководитель экспедиции с рекомендациями Археографической комиссии, собрав в итоге уникальную коллекцию рукописей и церковной утвари.
После закрытия экспозиции в Академии художеств, часть коллекции исследователя разместилась в Музее древнерусского искусства при Академии. Однако вскоре по просьбе своего друга Н. В. Исакова, попечителя Московского учебного округа и организатора нового Публичного Румянцевского музея в Москве, Севастьянов перевёз собрание в Москву и поместил его в четырёх залах открывшегося музея, став первым хранителем и организатором нового отделения христианских древностей Румянцевского музея.
В 1867 году Пётр Иванович Севастьянов вернулся в Петербург, где 22 января того же года скончался. Похоронен он был в Александро-Невской лавре (между Суворовым и Паниным).
Известное ныне собрание древностей Петра Севастьянова хранится в Историческом музее, Российской Государственной библиотеке, Музее изобразительных искусств, Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Российской Национальной библиотеке и Академии художеств.
http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=638