Преподобный Антоний Краснохолмский (+ 1481), иеромонах
Единственным источником сведений о преподобном Антонии Краснохолмском является «Летописец о зачатии Бежецкаго Верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей и бояр и прочих благодетелей», составленный предположительно в конце XVI века.
Время и место рождения его неизвестны.
Антоний в 1461 г. уже в сане иеромонаха прибыл из Белозерской стороны на пустынный берег реки Мологи и здесь (при слиянии рек Неледицы и Могочи, впадающих в Мологу) владелец этой местности краснохолмский боярин Афанасий Васильевич Нелединский-Мелецкий ласково принял благочестивого старца, который вскоре в его доме заболел. Не имея средств и больной, прп. Антоний испросил у доброго помощника участок земли, на котором построил деревянную часовню и при ней келью. Скоро по окрестным селениям разнеслась молва о богоугодной жизни отшельника, к нему стали приходить за советами, молитвами, а некоторые испросили дозволение и жить при его келье.
Почитатели прп. Антония доставляли средства не только к пропитанию его с братией, но и для постройки храма.
Однажды ночью прп.Антоний увидел необыкновенный свет; объятый ужасом от сего, он пошел на то место, где видел чудное видение, нашел здесь икону святителя Николая и решил начатый (деревянный) храм построить в его честь.
Благосклонное внимание А.В. Нелединского-Мелецкого и его щедрые пожертвования внушили преподобному вместо деревянного построить (по образцу Успенского Московского собора) каменный храм и открыть при нем монастырь. Вскоре было положено основание каменному во имя святителя Николая монастырскому собору. К сожалению, прп. Антоний вскоре, в 1482 г., скончался. Остался неизвестен день кончины прп. Антония, а потому почитание его памяти было положено совершать 17 (30) января, вероятно, по тезоименитству его с прп. Антонием Великим.
(Краснохолмский Николаевский Антониев Монастырь, фото начала XX века, разорен в годы лихолетия)
Сведений о месте погребения прп. Антония не сохранилось; по мнению одних, он был погребен у жертвенника Никольского собора, а другие полагают могилу прп. Антония в малом приделе, пристроенном к юго-западной стороне Николаевского храма, посвященном Всем святым. Полагают, что посвящение Всем Святым этого придела (в коем под спудом почивает прп. Антоний) сделано было с целью, что и его имя, как святого, будет прославляться с ними. От времени прп. Антония сохранилась только чудесно обретенная им и местно чтимая икона Николая Чудотворца. Икона эта находилась в одном киоте с другой чудотворной иконой Владимирской Божией Матери. К этой обители питал особенное уважение патриарх Никон.
(Никольский собор (1481-1493). Один из древнейших памятников зодчества на территории Тверской области (сохранились лишь три стены собора))
Время канонизации прп. Антония неизвестно. С 1897 г. по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина) началось собирание сведений о тверских святых. В 1902 г. по его просьбе была написана икона «Собор Тверских святых», на ней прп. Антоний Краснохолмский изображен старцем с седой круглой бородой, в монашеском одеянии и схиме, в правой руке святой держит храм, левая рука приподнята вверх. В 1904 г. Архиепископ Димитрий установил местное почитание Собора Тверских святых, в который вошел и преподобный, сведения о нем были включены в Тверской патерик (1907).
Преподобный Антоний Черноезерский
В «Житиях святых» преподобному Антонию Черноезерскому посвящено всего несколько скупых строк: «В бывшем Богородичном монастыре на берегу Черного озера, Череповецкого уезда, почивают под спудом мощи преподобного Антония Черноезерского, основателя пустыни. Подвиги его и их время неизвестны, но, вероятно, принадлежали они 16 веку».
Преподобный Антоний Черноезерский принадлежит к тем подвижникам, которые составляют явление Северной Фиваиды. Так принято называть Русский Монашеский Север. Начиная с XIV века шло освоение бескрайних северных земель, в том числе и силами монахов-подвижников.
О жизни и подвигах преподобного Антония сохранились весьма краткие сведения. Неизвестно, откуда он был родом, где принял монашеский постриг, когда пришел на берег Черного озера. Единственно, что мы можем утверждать, что он приплыл по реке Шексне, бывшей в то время основной транспортной магистралью нашего края.
Малодоступное Черное озеро, затерявшееся в густом лесе, было идеальным местом для спасительного уединения. Вначале монах Антоний молился Богу в одиночестве. Со временем о благочестивом отшельнике узнали другие монахи, и вскоре здесь был основан монастырь, получивший название Антониева-Черноезерская пустынь.
Преставился преподобный Антоний в своей пустыне в конце шестнадцатого века, и вскоре началось его почитание как местночтимого святого.
(На месте подвигов преподобного Антония Черноезерского установлен Крест. Каждый год в день его памяти и в некоторые Праздники совершается Крестный ход и служится молебен)
Чтобы оказаться на Черном озере, современным паломникам нужно доехать до деревни Анисимово в Шекснинском районе, пересечь поле и пройти около километра по лесной тропинке.
(Крестный ход к месту подвигов преподобного Антония Черноезерского)
Преподобный Макарий (Калогерас), Патмосский
Преподобный Макарий (Калогерас) родился в богатой семье на острове Патмос в конце XVII в. Он был очень способным к учению и c детства проявлял большое усердие в познании, поэтому рано по¬кинул родительский дом и отправился в Константинополь, где поступил в Патриаршую школу в Фанаре. Преподобному Макарию много дали его учитель Иаков Аргосский и его духовный отец Агапий Вулисмас, который был духовником учеников школы и ревностным просветителем всех областей, населенных греками.
Многие из тех, c кем в то время подружился преподобный Макарий, стали впоследствии епископами, патриархами и видными церковными деятелями. Также он был близко знаком c известными фанариотскими семьями Ипсиланти и Маврокордато. Эти связи он поддерживал на протяжении всей жизни. Отношения c просвещенными людьми пробудили в преподобном Макарии страстное желание содействовать духовному пробуждению греческого народа, в первую очередь посредством просвещения, что представлялось тогда делом первостепенной необходимости.
Преподобный Макарий еще в молодом возрасте принял монашеский постриг. Митрополит Парфений Никомидийский рукоположил его в иеродиакона и желал сделать своим преемником.
Но преподобный Макарий постоянно отказывался становиться иеромонахом и так и оставался всю жизнь в сане диакона. Он покинул столицу и вернулся на родину, стремясь посвятить себя подвигу и молитве, которые считал главным оружием воина Христова. Преподобный Макарий поступил в монастырь святого Иоанна Богослова и поселился в здании, примыкающем к пещере Откровения. В этом месте, священном для всего христианского мира, под сенью святого Иоанна Богослова он провел около 25 лет (1713-1737), молясь, проповедуя и уча людей.
Преподобный Макарий был строгим подвижником и при этом много заботился о спасении и просвещении братии. За годы учения он в совершенстве освоил древнегреческий, латынь, философию и православное богословие. В своем жилище на Патмосе он тоже устроил школу, подобную Патриаршей и по принципам обучения, и по программе. Обучение было бесплатным и доступным для всех: как для жителей острова, так и для учеников, приезжавших издалека. Преподавал сам Макарий, а затем и некоторые из его бывших учеников, в первую очередь преподобный Герасим, ставший его преемником.
Преподобный Макарий не только передавал ученикам знания, почерпнутые из книг, но, прежде всего, стремился внушить им «познание добродетели» — евангельский образ жизни, примером которого был он сам. Биограф святого пишет: «Уча тому, что должно делать, он на деле показывал то, чему учил». Ему не было равных в посте, воздержании от всех удовольствий плоти, ночных молитвах и церковных песнопениях, которые он называл «богословием в пении». Смирением, кротостью и милосердием он являл живой образ Христа. Преподобный Макарий постоянно увещевал учеников избегать «матери всех бед» — лени и осуждения ближнего, дабы возрастать в милосердии. Его лекции и проповеди блистали цитатами и ссылками на Священное Писание и отцов Церкви. Преподобный Макарий говорил, что писания святых отцов нужно почитать еще больше, чем святые мощи. Он был не столько преподавателем, сколько духовным отцом своим ученикам: в каждом принимал личное участие, каждому стремился внушить любовь к знаниям и стремление к Богу. Во время занятий он часто делал отступления и учил слушателей пленять всякое помышление в послушание Христу (ср.: 2 Кор. 10: 5). Он говорил только о величии Божием, и его уста постоянно произносили: «Слава Богу!».
Новые ученики продолжали прибывать. Тогда на пожертвования семьи Ипсиланти и константинопольских скорняков преподобный Макарий основал другую школу (1729). Новое здание было более просторным, но средств на содержание школы по-прежнему не хватало, хотя ученики должны были сами обеспечивать себе проживание и сами достраивать свои кельи.
Святой помогал самым бедным. Его милосердие распространялось и на всех остальных жителей Патмоса, особенно в годы голода или мора. На протяжении всей жизни преподобный Макарий тотчас же раздавал нуждающимся все деньги, которые оказывались у него в руках, стараясь сохранять в тайне свои благодеяния.
Так начальник патмосской школы сделался известен всей Церкви того времени. Не выходя из кельи, он вел обширную переписку и, таким образом, являлся бдительным стражем православного учения и нравственности. Он всегда был готов отвечать на вопросы бывших учеников и по поводу трудностей толкования Священного Писания, и по другим церковным вопросам. Откликаясь на просьбы епископов, он составил много проповедей и гомилий. Из них около 60 было опубликовано в сборнике «Евангельская труба», который пользуется большим успехом и в наши дни и приводит души к покаянию.
Преподобный Макарий почти постоянно страдал от многих болезней, особенно от артрита ног и рук. Эти испытания святой называл «золотым бичом», ниспосланным Богом даром, который учит нас терпению и готовит нам небесную награду. До последнего дыхания преподобный Макарий не переставал учить, даже будучи прикованным к постели.
Когда приблизился конец испытаний 17 января 1737 г., он c радостью приготовился к смерти, словно к празднованию торжества. Жители острова и ученики со слезами собрались вокруг его ложа. Блаженный сказал им, что молил Господа укреплять их в вере, надежде и милосердии. Благословив собравшихся, он изрек: «Сила моя иссохла как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной» (Пс. 21: 16). После этого преподобный Макарий отошел ко Господу.
В 1993 г. преподобный Макарий был причислен к лику святых Константинопольским Патриархатом вместе со своим учеником Герасимом Византийским.
Священномученик Виктор Европейцев, пресвитер
Память 17 января и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился в 1885 году в с. Хлыстовка Краснослободского уезда Пензенской губернии (ныне с. Краснополье, Мордовия) в семье священника Андрея Европейцева.
В 1906 году, по окончании Пензенской духовной семинарии, был рукоположен в сан священника к храме святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Хлыстовка Краснослободского уезда. Его супруга, Варвара Михайловна, дочь священника, окончила епархиальное училище и работала учительницей в местной школе.
В 1929 году местные власти, исполняя распоряжение коммунистического правительства о создании государственных коллективов, организовали в селе Хлыстовка колхоз, причем выборы его руководства были поначалу вполне свободными, и крестьяне избрали из своей среды наиболее хозяйственных крестьян. Это властям не понравилось, и в начале 1930 года колхоз был распущен и стал создаваться заново, причем все хозяйственные крестьяне были записаны в лишенцы, в колхоз не принимались, а их имущество отбиралось в общую собственность.
В ноябре 1929 года в дом священника явились представители сельсовета и ОГПУ и заявили, чтобы семья священника покинула село, и, хотя супруга священника была в это время больна и лежала в постели с высокой температурой, пришедшие были неумолимы. Отобрав то, что с их точки зрения представляло какую-то ценность, все остальное они изломали и изорвали, все свои действия сопровождая угрозами и бранью. Власти выселили семью священника, конфисковали дом и другое имущество.
Отец Виктор поселился в Краснослободске, в большие праздники по приглашению односельчан совершал богослужения в храме в Хлыстовке.
В декабре 1929 года, спустя месяц после престольного праздника святых бессребреников Космы и Дамиана, местными властями был закрыт храм, но о. Виктор продолжал духовно окормлять бывших односельчан.
Отнятие имущества, закрытие храма – все это вызвало возмущение у крестьян, которое достигло предела, когда крестьяне оказались лишенными богослужения на Великий пост и Пасху. В апреле 1930 года, незадолго до Пасхи, крестьяне созвали собрание, в котором участвовало около ста человек, в основном женщины, и приняли решение добиться от властей разрешения на назначение в храм священника. Затем все собравшиеся пришли к сельсовету и потребовали от его председателя, чтобы и она присоединилась к ходатайству населения перед областным начальством об открытии храма, что та категорически отказалась сделать. Из толпы, как заявила председатель впоследствии, послышались крики: «Давай, проклятая коммунистка, нам попа, если не дашь, разорвем!».
Крики и возмущение ни к чему, однако, не привели, и через некоторое время все разошлись. Власти все же разрешили отцу Виктору служить в храме, и на Пасху состоялось богослужение, и еще после Пасхи он служил, и все в храме молились три дня.
21 ноября 1930 года местный уполномоченный ОГПУ, собрав некоторые сведения о крестьянах-лишенцах и о священнике от местных коммунистических активистов, испросил разрешения у своего начальства на проведение арестов. На следующий день, 22 ноября, отец Виктор, шестеро крестьян и две монахини были арестованы. Их обвинили в «антисоветской агитации» и в противодействии организации колхоза. Первоначально арестантов поместили в местный арестный дом, затем перевели в тюрьму в городе Саранске.
Выслушав предъявленные обвинения, отец Виктор заявил, что никакой антисоветской агитации он не проводил, что все его внимание и силы отдавались чисто духовным вопросам и, когда в селе проводились какие-либо собрания, он о них совершенно не знал: «мое внимание специально было сосредоточено к религии как священника... а на проводимые государственной властью кампании внимания не обращал, никакой агитации среди крестьян не вел».
5 декабря, предъявив священнику обвинение в антисоветской агитации, следователь снова его допросил.
«В предъявленном обвинении в антисоветской агитации, которую я проводил через кулаков и монашек, – ответил священник,– я виновным себя не признаю, так как во все время моей службы в селе Хлыстовке священником я все время был увлечен религией. Если проходили какие кампании, то я на них не обращал внимания, а также никакой агитации не вел; наложенные на меня различные налоги выплачивал аккуратно… Во время закрытия церкви, а также и при открытии ее, я в селе Хлыстовке не был... а также не участвовал ни в какой антисоветской агитации... Во время Пасхи 20 апреля 1930 года меня пригласило крестьянство села Хлыстовки отслужить обедню, на что я согласился, а после обедни ходил по домам и служил молебны...»
10 января 1931 года тройкой ОГПУ был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 30 января 1931 года в Саранской тюрьме и погребен в общей безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 30 июля 2003 года для общецерковного почитания.
Священномученик Павел Успенский, пресвитер
(Священник Павел Успенский. Москва, Таганская тюрьма. 1938 год)
Память 21 июня, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Бутовских новомучеников и Московских святых.
Родился 23 мая 1888 года в селе Чернево Московского уезда Московской губернии (ныне в черте города Красногорска) в семье священника Дмитрия Ивановича Успенского.
В 1904 году окончил Перервинское духовное училище, в 1911-м – Московскую духовную семинарию и в течение двух лет служил учителем в церковно-приходской школе в селе Каменка Богородского уезда (ныне город Электроугли Ногинского района Московской области).
15 декабря 1913 года был рукоположен во диакона к Троицкой церкви в селе Сапроново Мещеринской волости Коломенского уезда (ныне Ступинский район Московской области), а 20 декабря того же года – во священника к той же церкви.
В 1930 году был переведен служить в Воскресенский храм в селе Васильевское Коломенского района (ныне с. Васильево).
В 1932 году он служил в храмах в селах Чашниково, Болшево и Царицыно.
В 1933 году был назначен служить в Михаило-Архангельский храм в селе Нехорошево Серпуховского района.
В 1936 году переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рудня-Никитское Орехово-Зуевского района. Вскоре отец Павел переехал в село Сапроново, где когда-то начиналось его служение, и хотя храм был закрыт, но здесь его хорошо знали крестьяне, которые стали приглашать его в свои дома для совершения треб.
(Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Рудне-Никитское - Орехово-Зуевский район - Московская область)
19 марта 1938 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Кашире. Были вызваны дежурные свидетели, которые подписали протоколы допросов с обвинениями священника в контрреволюционной деятельности. После этого был допрошен сам священник, но о чем бы ни спрашивал следователь, на все отец Павел отвечал одинаково: «Виновным себя не признаю». Через неделю священник был снова допрошен, но и на этот раз он ответил, что виновным себя в предъявленных ему обвинениях не признает. 8 апреля следователь снова вызвал отца Павла на допрос, интересуясь на этот раз тем, долго ли он служит в церкви, насколько он верен своим убеждениям и, следовательно, насколько враждебен власти безбожников. В 1957 г. при расследовании данного дела была доказана его грубая фальсификация: по опросам свидетелей начальник Михневского райотдела НКВД говорил: "Давай скорей подписывай. Надо ликвидировать духовенство, так давай наговаривай больше".
Затем наступил продолжительный перерыв в допросах: из-за арестов следователей НКВД некому стало подписывать обвинительные заключения. Однако, несмотря на аресты следователей, не вызывая священника на допрос, 7 июня 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. После вынесения приговора отец Павел был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.
Расстрелян 4 июля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
2 ноября 1957 года был реабилитирован.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Документы
Архив УФСБ Республики Мордовия. Арх. № 8312-с.
|